пятница, 28 мая 2010 г.

Термостойкие краски

Самые горячие детали мотоциклов - выпускные патрубки, особенно оконечности на выходе из цилиндра. Бывает, что после затяжного подъема на первой передаче, тем более, если вы везете пассажира и в коляске пять мешков картошки, патрубки оппозита алеют в темноте.
Их перегрев может случиться и на " одиночках ", если установлено слишком " позднее " зажигание - о перегревах свидетельствуют цвета побежалости на трубах. Их температура достигает 700-800 градусов - в такой " домен­ ной печи" обгорит любая краска. Поэтому патрубки никогда не красят - их хромируют или оксидируют.  Глушители расположены дальше по пути следования отработавших газов. Из - за особенностей конструкции и больших размеров они лучше охлаждаются, и их внешние поверхности нагреваются не так сильно - до 150-200градусов. Меньше нагреваются картер, цилиндр и головка цилиндра у моторов с воздушным охлаждением. Температура цилиндра может достигать 180, а головки - 200 градусов Температура верхней ( самой нагре­той ) части картера обычно не превышает 80-110 градусов. При жидкостном охлаждении детали греются еще меньше - до 110-130 градусов ( не удивляйтесь, охлаждающие жидкости под давлением закипают при температуре выше 100 градусов ).

Другие детали нагреваются не столь сильно. Их красят обычными эмалями, и они стойки к нагреву до 60 градусов. Лакокрасочные материалы, которые не теряют своих свойств при 60 градусов и выше, определяют как термостойкие. Таких существует несколько видов . Эпоксидная краска ( по отечественной маркировке ЭП -...) выдерживают до 300 град. Они состоят из двух компонентов: собственно эмали и отвердителя. Самая известная - ЭП -51 имеет восемь основных цветов.

Глифталевые эмали ( ГФ -..\) чуть более термостойки. Вот классический рецепт самой простой жаростойкой. Смешайте специальный термостойкий лак ( например, ГФ -024, его должно быть 70-85% от общего объема состава ) с алюминиевой пудрой ( ПАК -3 или ПАК -4 - 15-30%). Теплостойкость " серебрянки " - это она и есть - грантирована до 250 град ., но выдержит и кратковременный нагрев до 300-320 град. Этого вполне достаточно, чтобы покрывать составом картер, цилиндр и головку. Рецептом широко пользуются на наших мотозаводах . К сожалению, стойкость и внешний вид покрытия оставляют желать лучшего.

Есть нетрадиционный метод изготовления термостойкой краски - им пользуются на ЗиДе: возьмите клей БФ -4 и в него добавьте черный краситель ( сухой порошок - нигрозин, можно сажу ).

Еще более устойчивы к высоким температурам эмали и шпатлевки на кремнийорганической основе ( КО -...) - они выдерживают темпе­ ратуру 400-500 град ., кратковременно - до 700.

Увы, все перечисленные эмали - промышленного назначения, купить их в мелкой расфасовке в магазине практически невозможно. Разве что где - нибудь завалялся так называемый " Кузбасс - лак " для печных труб. Предупреждаем: для мотоциклов он совершенно неприменим - не стоек и очень плохо сохнет .

На прилавках много импортных эмалей в аэрозольных упаковках. Эти краски обычно черные, белые и серебристые, реже - красного цвета. Сказать ничего определенного об их составе нельзя, так как он не раскрывается изготовителями . Остается полагаться на информацию в аннотации к товару, а она часто не переведена на русский язык Загадкой для русскоязычных пользователей останутся, например, эмали " Engine Paint ", " Engine Enamel ". Но и владеющие английским будут гадать о предельно допустимой температуре эмали ( написано только, что она теплостойкая ). Надо полагать, что если уж ее и покупать, то только для покраски картера и ступиц.

В некоторых случаях предельная температура указана, но в загадочных для россиян градусах по шкале Фаренгейта ( F ). Напоминаем, что Т ( град . С )=5/9 Т ( град . F )-32). Например, заявленная 1200 °Р " по - нашему " - 650 °С .

Достаточно многообразны жаростойкие краски финской фирмы " Мастон " и голландской " Мотип ". На них по - русски внятно сказано, до каких температур " работает " краска для наружных работ и о ее назначении: выхлопные трубы и ци­ линдры мотоциклов .

И последнее о термостойких красках. Объединяет перечисленные эмали то, что они наносятся непосредственно на чистый металл - шпатлевать его и грунтовать не нужно.

Комментариев нет: