пятница, 28 мая 2010 г.

Происхождение красок

Представьте наш мир без ярких красок — чёрно-былым.  Конечно, этого не случится, но в любом случае такая судьба мира будет ужасной. Поэтому художники Земли стремятся запечатлеть как можно больше самых прекрасных моментов нашей жизни, чтобы потом любоваться этой красотой веками.

В старину человек мог добыть краски из цветной глины. После этого он мог смело разукрасить вход своей пещеры изображением диких животных или себя любимого. Часть этих рисунков сохранилась и до наших времён. Некоторые из них — в очень хорошем состоянии. Можно утверждать, что глинистые краски — одно из первых успешных изобретений человечества. Но этого материала со временем стало не хватать для того, чтобы в полной мере отображать действительность. И прогресс было не остановить. Краски стали мешать с животным жиром, чтобы потом они дольше сохранялись на камнях. Правда, такие цвета красок гораздо дольше сохли на воздухе. Поэтому рисунки часто получались деформированы. Работать с ними было непросто. Но именно этот химический состав — прародитель современных красок! Разве что вместо животных жиров применяют очищенную газовую сажу.

Всё кардинально изменилось в эпоху Возрождения, когда Ян ван Эйк (1390-1441 гг.) ввёл в обиход масляные краски. Им было предложено накладывать их тонкими слоями на поверхность. Буквально сразу же с ними стали проводить разные эксперименты: разводить с яичным белком, молочным белком и другими элементами. В результате Леонардо Да Винчи однажды чуть не лишился своего шедевра - «Тайной вечери». Просто холст стал осыпаться ещё тогда, когда он был жив. Успешно приготовленные краски автоматически становились очень дорогостоящими. Объяснялось это разными сложностями в получении «продукта для воплощения вдохновения художников». К примеру, синюю краску приходилось везти из Ирана, где её добывали из ляписа. Усовершенствовать красный цвет краски попытался в 1704 году немецкий химик Дисбах. Каково же было его удивление, когда в результате получилась именно синяя. Но его поспешили успокоить и наградить похвалой — потому как теперь синяя краска стала вполне доступной и дешёвой.

Во всём этом «красочном круговороте» люди не задумывались о вреде искусственных красок здоровью. Вспомнили об этом лишь в 1870 году. Было решено выяснить какие именно вызывают отклонения в человеческом организме. Оказалось, что не всё так плохо: на тот момент такой вредной была выявлена только одна — изумрудно-зелёная. Кстати, такой по мнению многих историков был отравлен Наполеон, дом которого был окрашен в цвет смеси уксуса, окиси меди и мышьяка.

На конвейер краски были поставлены достаточно недавно — меньше 200 лет назад. Вот почему профессия художника почиталась в несколько раз выше, чем сегодня. Это в традициях современной живописи вы захотели что-то изобразить, пошли в ближайший канцелярский магазин и купили там всё готовое. А вот тогда нужно было продумывать заранее все цвета, которые вы намерены были использовать в той или иной картине, потом тщательно заниматься их приготовлением. Только отдельные можно было приобрести, если у тебя были лишние медяки.

Лакокрасочная промышленность тоже не сразу была воспринята людьми. Как ко всему новому, они долго присматривались и в буквальном смысле этого слова принюхивались к ней. И всё-таки она победила! Полвека назад в готовый набор красок входили: пигменты, льняные масло и олифа и скипидар. Конечно, с тех пор многое изменилось появилась флуоресцентная краска. В качестве разбавителя уже используют другие смеси, отличные от свойств скипидара. Добытые искусственным путём пигменты более прочно держатся.  Остаются и приверженцы натуральных белил и чернил, но их уже никогда не будет так много, как это было изначально.

Комментариев нет: