вторник, 20 апреля 2010 г.

Покраска металла

 Покраска металла — работа, требующая опыта и знаний. Покраска металлоконструкций невозможна без качественной защиты металла от коррозии. Покраска металла требует следующих приготовлений: подготовка поверхностей, обезжиривание, грунтование и нанесение эмали. Для того, чтобы выполнить окраску металла, делая полную очистку поверхности, нужно достичь хорошего сцепления эмали с металлом (т. е. адгезии). Если покраска металлоконструкций производится на старых поверхностях, нужно следить за абсолютным качеством проведения этих работ, иначе новый слой краски будет недолговечен. При попадании влаги возможна внутренняя коррозия, а при температурных перепадах краска начнет отслаиваться. Очищая металл, важно пользоваться абразивным оборудованием. Далее, окраска металла требует обезжиривания поверхности, для сцепления с грунтом или эмалью. Внешние загрязнения всегда присутствуют на всех предметах и конструкциях, и при сильных их проявлениях грунт или эмаль будут скатываться с металла, либо давать неоднородную пленку, что ведет к тому, что покраска металлоконструкций будет осуществлена некачественно. Покраска металлоконструкций просит еще и грунтовки, но поверхность перед этим видом работ должна оставаться сухой и чистой, а это исключает большой перерыв между ее подготовкой и покраской. Грунтовка по металлу при покраске металла проводится в два и более слоев (согласно инструкции), дожидаясь полного высыхания каждого слоя. Покраска металлоконструкций и их грунтование выполняется только по ровной, без дефектов поверхности. Далее следует непосредственно покраска металла.
Ворота и крыши, всевозможные ограждения и элементы игровых и спортивных снарядов, трубы и дверцы, радиаторы и котлы, гаражи и карнизы – да мало ли где еще металл может найти применения.

Плюсов у этого материала много: он прочен и долговечен, способен переносить высокие температуры и «держать» удар. Минус один – способность корродировать и разрушаться под воздействием кислорода

Чем защищать?

Одним из самых эффективных методов защиты от атмосферной коррозии считается нанесение защитных лакокрасочных материалов. И крупные производители ЛКМ обязательно включают в ассортиментную линейку продукцию «для металла». Это, как правило, покрытия, образующие при высыхании твердую пленку органических веществ с пигментами и наполнителями. Толщина пленки определяется назначением покрытия, а защитные свойства – толщиной слоя и характером взаимодействия с поверхностью основания.


Групп средств для защиты металлических поверхностей три: грунтовки, краски и универсальные препараты «три в одном» (например, Alpina Direkt Auf Rost от Caparol, Poli-Hammer от «Поли-Р»), которые наносятся прямо на ржавчину.


Грунтовка – незаменимое средство борьбы с атмосферным окислением, одно- или двухслойное грунтование производится перед окрашиванием, помимо защитных свойств сообщая финишному покрытию лучшую адгезию к основанию. При выборе состава важно знать, что для разных металлов используются разные грунтовки. Это именно тот случай, когда к надписи на банке «грунт универсальный» стоит отнестись скептически. Черные металлы нуждаются в высокой антикоррозийной защите, в то время как к поверхности цветных у наносимых составов должна быть хорошая адгезия.


Защитные свойства цинка общеизвестны. Оцинкованная поверхность дольше остается не подверженной коррозии, а потому для стали и других черных металлов лучшей считается алкидная грунтовка с содержанием цинка. Существует несколько ее разновидностей: на фосфате цинка (используется под алкидные краски); на хромате цинка (состав применяется для тех же целей, но подходит и для деревянных поверхностей). Для алюминиевых оснований используют специальные грунтовки на цинковой основе либо уретановые краски. Медь, латунь и бронзу обычно не красят – эти металлы поставляются на рынок с заводской обработкой, защищающей поверхность и подчеркивающей ее красоту. Если же целостность такого «фирменного» покрытия со временем нарушается, его лучше полностью удалить с помощью растворителя, после чего основание следует отполировать и покрыть эпоксидным или полиуретановым лаком.

Считается, что наилучший материал для покрытия металлических поверхностей — нитроэмали. Они быстро высыхают даже при комнатной температуре. Но эти эмали очень чувствительны к влаге, и если относительная влажность воздуха в комнате более 70 %, пленка эмали при высыхании может покрыться белыми пятнами. Покрывать оцинкованную жесть и изделия из нее (в кухне и ванной — это вытяжные вентиляционные трубы, труба водонагревательной колонки) тоже не следует. Как бы хорошо вы эти трубы ни обезжирили, нитрокрасочное покрытие долго на них не продержится. Все дело в незаметной для нас вибрации, которая хорошо распространяется по поверхности тонкого металлического листа. Вообще, чем массивней предмет, поверхность которого вы собираетесь покрыть нитрокраской, тем больше вероятность того, что слой краски долго останется в целости. Именно поэтому и еще из-за повышенной влажности за пределами дома (квартиры) нет смысла покрывать нитрокраской решетки на окнах.

Как правило, в инструкции всегда указывается, для обработки каких поверхностей предназначен тот или иной продукт. Например, для грунтования цветных металлов, в т. ч. алюминия и меди (а также оцинкованной стали, пластика и стекла), можно использовать высокоадгезивный Feidal Super-Haft Grund (Feidal), а для черных металлов – антикоррозийный Feidal Allgrund. Быстросохнущая матовая грунтовка «Ростекс Супер» (Tikkurila) с короткой межслойной выдержкой считается идеальной для обработки стальных, оцинкованных, зашкуренных алюминиевых поверхностей.

Грунтовки, тиксотропные эмали и краски для металла обычно наносятся достаточно толстым слоем. Если вы не поклонник метода распыления, а предпочитаете окрашивание «вручную», приобретите круглую кисть с жесткой щетиной (мягкая щетина плоских кистей распределяет состав хуже).

Материалы для отделки металлических поверхностей разрабатываются с учетом условий эксплуатации оснований. Так как большинство металлоконструкций используется все же в уличных условиях, то и производить обработку можно прямо на стройплощадке практически при любой погоде. Процесс нанесения может быть механизирован (используются краскопульты), что позволяет не только увеличить производительность, но и сэкономить время.

Готовим основание

Как утверждают специалисты, 70% успеха при работе с металлическими подложками зависит от правильной подготовки основания. Оценить его состояние, произвести очистку, удачно подобрать систему защиты (не забывая об условиях эксплуатации), нанести ее без нарушения технологии – вот основные правила, соблюсти которые не слишком сложно.

Подготовка металлической поверхности к окрашиванию сводится к ее очистке от грязи, рыхлой ржавчины, жиров и грунтованию. Определив состояние подложки и тип загрязнения, можно приступать к делу.

Жиры, нагар, грязь, пыль и копоть можно удалить с помощью мыльного раствора либо неагрессивных моющих средств.

Новую поверхность после очистки и перед нанесением грунтовки дополнительно обрабатывают очищающими растворителями. Старые поверхности требуют более внимательного к себе отношения. Старые краска и лак удаляются механическим (с помощью наждачной бумаги или разрушителя), химическим (используется растворитель), либо термическим (путем обжигания, что весьма травмоопасно) способом.

Если нет нужды в полном удалении старых слоев краски, и при тщательном осмотре вы не заметили на поверхности вздутий и трещин, выдающих наличие ржавчины, то основание можно зашкурить и, загрунтовав открытые участки, приступить к окрашиванию.

Не забывайте проверить старую и новую краски на совместимость! Для этого следует сделать пробные выкрасы на площади 10–15 см2. Если покрытие высыхает хорошо, не образуя явных дефектов, – все в порядке.

Покраска металла

Окрашенная металлическая поверхность приобретает завершенный вид и дополнительные защитные свойства. На ней образуется свето-, влаго- и атмосферостойкая пленка, препятствующая окислению, а срок покрытия продлевается до 6–8 лет и более.

Производители ЛКМ рекомендуют использовать для финишной отделки краски, эмали и лаки на акриловой (шелковисто-матовая, тонкослойная краска-универсал экстра-класса для наружных и внутренних работ), алкидной основе эмаль 115 и силиконовых смолах, а также краски специального назначения (например «жидкая пластмасса» WS-Plast от W+S). Она может быть использована без грунта как на новых, так и на старых металлических поверхностях). Особой популярностью пользуются материалы из серии «прямо на ржавчину» (Feidal Metallschutzlack от Feidal, Poli Hammer от «Поли-Р»), не требующие тщательной зачистки основания и облегчающие проведение ремонтных работ.

Защита для батарей и котлов

Свойства металла позволяют использовать его в режиме постоянного или временного нагрева (печи, батареи, котлы). Такие поверхности также нуждаются в защите, но покрытия здесь используются особые – термостойкие. И тут очень важно не ошибиться – просчеты приводят к пожелтению и растрескиванию краски, преждевременному выходу ЛКП из строя. Подбор материалов производится исходя из температурного режима. Поверхности, нагреваемые не выше 80 градусов, можно обрабатывать любыми ЛКМ для металлов. Следующий уровень – нагрев до 100 градусов (батареи парового отопления) – требует применения модифицированных красок на базе алкидных и акриловых смол, например FEIDAL Heizkoerperlack и FEIDAL Acryl-Heizkoerperlack соответственно. В составе этих материалов есть специальные добавки, не позволяющие покрытию желтеть. Для удобства нанесения можно использовать и лак для батарей в аэрозольной упаковке.

При нагреве до 120 градусов лучше использовать адаптированные акриловые или эпоксидные краски и грунтовки (например, с цинк-фосфатом или цинковой пылью), а при 150 – некоторые полиуретановые покрытия. Более высокие температурные нагрузки (200–400 градусов) требуют создания на металлической поверхности пленки на базе различных комбинаций этилсиликатных и эпоксиэфирных смол. В качестве пигмента в таких ЛКП используется металлическая пудра, т. к. обычные пигменты при этих температурах очень быстро выгорают. Воздействие влаги при таком режиме ничтожно, поэтому достаточно бывает нанести один слой покрытия (например, грунтовки с цинковой пылью).

Следующая степень нагрева – от 450 до 600 градусов – позволяет использовать наносимые очень тонким слоем однокомпонентные покрытия на базе силиконовых смол, такие как силиконалюминиевая или черная силиконовая краски «Термал» от Tikkurila (их рабочая температура – 500 градусов, но они выдерживают и краткосрочный нагрев до 650). Полное отвердевание таких покрытий происходит лишь при нагревании до 200–230 градусов в течение не менее двух часов.

Основными ошибками, приводящими к преждевременной утрате ЛКП для металлов защитных свойств, являются: неправильная оценка состояния основания, подбор ЛКМ без учета материала подложки и условий эксплуатации, несоблюдение технологии производства и нанесения покрытий, использование некачественных, просроченных, либо устаревших материалов (например, на масляной или битумной основе, сроки службы которых редко превышают 2–3 года).

И, наконец, при нанесении финишных покрытий на металлические конструкции мы руководствуемся не только практическими, но и эстетическими соображениями. Окрашенная поверхность выглядит приятно. Вспомните, как преображается детская площадка после прихода маляров, как аккуратно выглядит свежевыкрашенная ограда.

Комментариев нет: