понедельник, 19 июля 2010 г.

Эмали для окраски металлов

Еще десять лет назад у простых обывателей голова раскалывалась от мыслей, где раздобыть заветную баночку эмали, подходящей для окраски холодильника, поцарапанной кухонной плиты или автомобиля.

Небезосновательно считается, что ремонтные материалы для окраски металлических поверхностей - это своего рода высший пилотаж лакокрасочной технологии, а их производство по силам только профессионалам. За последние лет десять отечественный рынок наполнился едва ли не сотнями наименований самых разнообразных эмалей для металлических поверхностей.

Отечественная промышленность практически не выпускала специальных ЛКМ для бытового использования, а импорт их практически отсутствовал.

Широчайший ассортимент породил проблему выбора. Действительно, как же разобраться в огромном количестве предлагаемых эмалей? Для начала несколько прописных истин. Как бы это банально не звучало, но практически всегда за себя говорит соотношение цена-качество.  В природе не существует замечательного товара, который стоил бы гроши. То, что по-настоящему хорошие материалы всегда стоят несколько дороже полукустарных смесей, - аксиома.

Кроме того, полезно знать и некоторых производителей, отлично зарекомендовавших себя на этом рынке.

Это Глазурит, Садолин (Финляндия), Сиккенс (Голландия), Тикуррила, Хелиос (Словения), Хербертс (Германия), Хромос (Хорватия), заслуженно пользующиеся предпочтением у профессионалов.

На заводском конвейере металлические детали окрашивают следующим образом: в электростатическом поле на чистый и обезжиренный корпус наносится антикоррозийный грунтовка для металла , который отверждается (сушится) в термокамере при температуре до 200°C. После этого накладывается так называемый промежуточный слой, задача которого - обеспечить надежное сцепление последующего эмалевого покрытия с первым слоем. От него зависит прочность всего покрытия. Этот слой сушат при температуре около 150°C. В довершение накладывается декоративный слой эмали, который твердеет уже при 100°C.

Для получения высокой прочности покрытия очень важна температура сушки.

Все составляющие подбираются с таким расчетом, чтобы при нагреве сформировалась структура, способная с максимальной стойкостью противостоять любому внешнему воздействию: ударам, изгибам и т.п. Однако говоря о высокотемпературной сушке, нельзя забывать, что перед применением такого способа окрашивания автомобиль или тот же холодильник необходимо "раздеть", то есть снять все боящиеся нагревания детали. Это не всегда целесообразно, плюс - слишком утомительно. И хотя полноценной замены качеству материалов для высокотемпературного окрашивания нет, при домашнем ремонте или в небольшой мастерской их не используют.

Из эмалей этого класса наиболее широко распространены меламино-алкидные эмали российских производителей такие, как молотковая эмаль МЛ-165, МЛ-12, а так же МЛ-1110.

Эти эмали относительно недороги, но наряду с высокой прочностью покрытия они имеют ряд существенных недостатков. Во-первых, за неимением цветового разнообразия необходимо заниматься подбором цвета (подколеровкой), если нужно окрасить отдельный участок, а не автомобиль целиком. Во-вторых, эти эмали по химическому составу не подходят заводскому покрытию иномарок, иначе говоря, кузовам импортных автомашин противопоказаны.

Модифицировать МЛ-12 матирующими добавками невозможно (блеск модификации МЛ-12 защитного цвета - 35-45%, остальных модификаций - около 60%).

Следующий класс - эмали с пониженной температурой отверждения. Например, МЛ-1226 (Россия) или Мобихел (Хелиос, Словения). Технология их применения основана на сушке при помощи рефлектора и позволяет обходиться без демонтажа пластмассовых и резиновых деталей автомобиля, поскольку необходимая температура сушки - 80°C - для них не представляет опасности.

Но тут выясняется, что у низкотемпературных эмалей и эмалей воздушной сушки при очевидной простоте применения, покрытия обладают более скромными характеристиками при разнице в цене с импортными материалами в 30%.

Такие эмали как Мирраремонт (Тиккурила, Финляндия) и Садолюн (Садолин, Финляндия) имеют сопоставимые или даже идентичные по некоторым параметрам показатели прочности пленки при растяжении и ударе и в целом обладают более чем удовлетворительными характеристиками. При этом высыхают при температуре 20°C.

При использовании любых специализированных ЛКМ наилучший результат достигается при оптимальном подборе составляющих покрытия и каждого из слоев. Одной хорошей краски для проведения полноценного ремонта недостаточно.

Не следует экономить, используя некачественные грунты и шпатлевки. Это позволит избежать оконтуривания, усадки и, самое главное, - отслаивания эмалевого покрытия. Процесс окрашивания предъявляет высокие требования как к материалам, так и к оборудованию для подготовки поверхности, окраски и сушки. Лишь грамотный подход к выбору ЛКМ и процессу окрашивания и сушки принесет желаемый результат.

Комментариев нет: