понедельник, 23 ноября 2009 г.

Мокрый интерьер

Существует множество теоретических изысканий на тему “Ванная комната в нашей жизни”. Поэтому не имеет смысла пускаться в пространные рассуждения об этом. Хотелось бы вкратце обозначить самые основные особенности ванной комнаты, которые оказывают воздействие на дизайн ее интерьера .
Ванная комната, как правило, место, где пресекаются интересы всех членов семьи. Кроме тех случаев когда, размеры жилплощади позволяют иметь отдельно ванную комнату для родителей, отдельно для детей и еще гостевую ванную. Так вот, если речь идет об ванной комнате “общего пользования”, нужно учитывать пристрастия и потребности всех членов семьи, и при этом избежать хаоса.
Во-вторых, дизайн ванной очень силен функциональный аспект. И, следовательно, – проблема безопасности и удобства ее использования выходит на первый план. То есть все отделочные материалы, сантехническое оборудование, мебель и освещение, должны быть не только красивы, но и максимально удобны и безопасны. По идее, в ванной комнате все должно быть функционально, никаких случайных вещей. Кстати, как показывает практика, наиболее долгая ”жизнь” у тех предметов, чей дизайн функционален и удобен в использовании, чей цвет оправдан необходимым психологическим воздействием, а форма эргономична. Девиз хорошего дизайна – долой случайности!
В-третьих, ванна – то, почти единственное место, где человек остается наедине сам с собой, причем изо дня в день. Следовательно, очень важен положительный психологический фон, отсутствие дискомфорта.
И последние – ремонт или строительство ванной комнаты “эпопея” очень дорогостоящая, покупку одной только сантехники можно приравнять к покупке машины. Предполагается, что ванная закладывается раз и чуть ли не на всю жизнь. Дизайн ванной комнаты должен пережить изменения возрастных и вкусовых предпочтений своих хозяев. То есть – быть универсальным. Это, конечно, труднодостижимая “задача-максимум”, но при правильном устройстве интерьера ванной комнаты определенное долголетие ей обеспечить все-таки можно.
Суммируя все выше сказанное, можно утверждать, что ванная комната должна быть: функциональна, эргономична, и создавать ощущение психологического и физиологического комфорта у владельцев. Эти цели достигаются при помощи правильного дизайна ванной комнаты, грамотной комбинации всех составляющих этого дизайна, грамотно висавшегося в дизайн интерьера квартир.
Для этого при разработке проекта ванной комнаты (или подбора плитки, сантехники, мебели и освещения в магазине) нужно соблюдать следующие правила:
1 Все компоненты интерьера, будь то элементы конструкции, сантехника и мебель, или керамическая плитка должны быть соразмерны друг другу.
2 Чередование элементов, темных и светлых пятен, графическая разработка ограждающих поверхностей должны подчиняться единому продуманному ритму.
3 Комбинации цветов и фактур различных поверхностей должны быть гармоничны.
4 Световой дизайн интерьера должен быть решен таким образом, чтобы соответствовать функциональным задачам и “генеральной линии” дизайна.
5 Необходимо стилевое соответствие всех элементов интерьера. Это может быть использование одного стиля для всего помещения или грамотное смешение разных стилей.
6 Все должно быть функционально и удобно в использовании.

Соразмерность деталей интерьера:
Размеры деталей интерьера должны соответствовать друг другу. Это означает, например, что при отделке ванной комнаты плиткой крупного размера не стоит ставить туда сантехнику небольших габаритов с измельченными деталями.
Размер и форма рисунка на стенах не должны спорить с аксессуарами, а размер плитки должен соответствовать габаритам помещения. Это кстати, не означает, что в небольшом помещении нельзя использовать крупную плитку. Просто не стоит в таком случае акцентировать швы контрастной затиркой. При использовании в отделке ванной комнаты плитки нескольких видов нельзя забывать о модульности ее размеров. Что означает понятие модульность? Модулем для конкретного помещения считается самый маленький размер плитки, который укладывается равное количество раз во всех остальных размерах. Допустим, правильным считается такое соотношение: керамическая плитка 10*10 см. + плитка 20*20 см. + плитка 40*40 см. (или 10*10 см., 10*20*см. и 20*40 см.)
В небольшой ванной комнате довольно нелепо и громоздко будут смотреться конструктивные изыски типа балок или колонн. Использование этих дополнительных деталей должно быть оправдано, например монотонностью большой и пустой стены, излишней высотой потолка, необходимостью зонирования слишком просторного помещения. При использовании декоративных колонн в ванной комнате, они хотя бы чисто иллюзорно должны выполнять свою функцию – то есть что-то поддерживать, будь то балка или просто выступ. Появление в интерьере ванной комнаты разных уровней пола и потолка тоже должно быть оправдано. Как правило, подиумы и “нарезки” потолка связаны с конкретными функциональными зонами. На подиум может быть поставлено что-то из сантехники, чаще всего ванна.
При использовании таких декоративных элементах как карниз и бордюр, надо помнить, что любая активная горизонталь на стене или под потолком делает помещение ниже, и чем чаще горизонтальная “нарезка” стен, тем ниже кажется потолок. Вообще в небольшой ванной комнате лучше по возможности избегать чрезмерного употребления активных декоративных элементов, к которым, кстати, можно отнести и “навороченные” светильники. Необходимое разнообразие и нарядность в подобный интерьер можно внести с помощью цвета, разницы фактур, умело устроенного скрытого освещения, зеркал, наконец.

Чередование элементов и графическая разработка поверхностей.
Эти понятия тоже напрямую связаны с габаритами помещения и его пропорциями. Предметное наполнение интерьера в первую очередь состоит из крупных форм сантехники и мебели и небольших акцентирующих деталей в виде аксессуаров, светильников и декоративных элементов. Неким связующим звеном между этими полярными размерами можно считать рапорт плитки на стенах и на полу, конструктивные элементы типа колонн, ниш и балок. Очень важно, чтобы отношения между тремя основными размерами в интерьере были четкие – не сближенные, но и не максимально контрастными.
Что касается графической разработки поверхностей, то надо учитывать как различный ритм и направленность рисунка воздействует на визуальное восприятие интерьера.
Любые прямые линии удлиняют поверхность в сторону их направленности, то есть, горизонтальные линии “вытянут” стену в длину и “укоротят” по высоте. Вертикально направленные линии напротив того, увеличат высоту помещения и несколько сократят его протяженность. Линии любой направленности, будучи сильно контрастными к фону стены, неизбежно несколько “сожмут” помещение. Вертикаль всегда воспринимается более активной, чем горизонталь.
Изломанные линии вносят определенное беспокойство в восприятие интерьера, и деформируют пространство. Прямые линии, расположенные по диагонали имеют свойство практически никак не менять визуальных габаритов помещения. Кривые линии, выражают движение, вносят определенную динамику в интерьер. Те же правила распространяются и на простейшие геометрические фигуры. Треугольник – самый динамичный и беспокойный, квадрат напротив того статичен и основателен. Круг – гладкий, спокойный, замкнутый в себе. Если говорить о ритме рисунка, то рисунок простой и четкий, с одинаково повторяющимися элементами, вызывает ощущение статичности и покоя. Чем более запутанный рисунок, тем больше беспокойства вызывает он у зрителя.
Надо иметь в виду, что рисунок яркий, контрастный к фону, с крупным раппортом, визуально приближает плоскость, на которой расположен, к зрителю. Следовательно, такой рисунок не годится для маленького помещения. Мелкий, частый и неконтрастный рисунок, выполненный в светлых тонах, напротив того прекрасно подойдет для стен или пола в небольшой ванной комнате. Плоскость, покрытая регулярным рисунком, типа полосок или клеток, будет казаться меньше, чем аналогичная плоскость, без рисунка. Этим можно воспользоваться, когда есть необходимость визуально уменьшить слишком громоздкий предмет. Главное, чтобы рисунок не был сильно контрастным, а то этот предмет будет слишком бросаться в глаза.

Основы цветоведенья и их практическое применение при оформлении ванной комнаты.

Один из сильнейших источников для грамотного дизайна интерьера – комбинирование на основе цветовых гармоний. Или, чтобы быть проще – использование основных правил сочетания цветов.
Для целенаправленного использования цвета необходимо знать устойчивые связи между цветом и психологической реакцией человека. В этом аспекте установлен ряд закономерностей – по предпочтительности цветового тона, по образной ассоциативности цветов, по гармоничности цветосочетаний.
Цвет вообще – это свойство предмета вызывать определенные зрительные ощущения в зависимости от световых волн солнечного спектра, которые этот предмет отражает. Из курса школьной физики мы знаем, что пучок солнечного света, пропущенный через трехгранную призму и направленный на белый экран, образует на его поверхности разноцветную полосу – спектр. Великий Ньютон, впервые научно объяснив природу цветовых полос при разложении солнечного света, выделил достаточно условно только семь цветовых составляющих: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Цвета спектра располагаются в определенной последовательности и сохраняют постепенные переходы от одного к другому. В художественной школе дети чтобы лучше запомнить порядок цветов учат стишок: “ Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”.

Порядок цветов может быть представлен в виде цветового круга (рис. 1.1), который является отправной точкой для всех дальнейших рассуждений о свойствах цвета. Чтобы представить цвет в виде круга, необходимо дать плавный переход от красного к фиолетовому. Смешав эти цвета, получим ряд пурпурных цветов, которых нет в спектре, хотя в природе они существуют.

Желтый, синий и красный (пурпурный) цвета называются основными (Рис.1.2) В цветовом круге они лежат на вершинах треугольника.
Цвета, которые получаются в результате смешения основных красок, называют составными. Пурпурный+желтый=оранжевый, желтый+синий=зеленый, синий+пурпурный=фиолетовый. Составными называют и все оттенки, полученные путем смешивания вышеперечисленных цветов. Бесконечное количество оттенков можно получить путем добавления в цвет черной или белой краски. (Рис.1.2)

Цветовой круг обычно делят на две части, различая теплую и холодную гаммы. К теплым цветам относятся красные, оранжевые, желтые и желто-зеленые цвета. К холодным – синие, голубые, зелено-голубые, сине- фиолетовые и фиолетово-красные цвета. (Рис. 1.4)

Основные характеристики цвета
Все цвета спектра со всеми их оттенками (красные, желтые, розовые, бирюзовые, коричневые и т.д.) называют хроматическими. Нейтральные цвета, т.е. черный, белый и все серые, от самого светлого до самого темного, называют ахроматическими. Важно отметить, что серые, белый или черный имеющий хотя бы незначительный, еле уловимый цветной оттенок, уже будут являться хроматическими.
Существуют три основных свойства цвета:
- цветовой тон (оттенок цвета)
- светлотный тон (характеристика цвета по критерию светлее, темнее)
- насыщенность (яркость, интенсивность цвета). Если рассмотреть составление цвета в колеровочной машине, то насыщенность окончательного цвета определяется количеством чистого пигмента на объем приготовляемого раствора. Больше пигмента – ярче, насыщеннее цвет. Больше, например белой краски – бледнее окончательный результат. Т.е. – красный цвет, гораздо насыщеннее нежно-розового цвета, полученного в результате добавления к красному большого количества белил.

Световой дизайн в интерьере.

Как уже было сказано, важным компонентом интерьера ванной комнаты является световой дизайн.
Что такое световой дизайн интерьера? Это многоуровневая система из различных осветительных приборов, которая решает функциональные, эстетические и эмоциональные задачи в соответствие с назначением того или иного помещения. Наиболее подробно эта тема раскрыта в разделе “ Cветовой дизайн интерьера”, предназначающемся для отделов светильников. В контексте данного раздела хотелось бы привести некоторые выдержки из этого текста. Самый грамотный подход к вопросам освещения – это решить все в момент разработки проекта ванной комнаты, когда одновременно рассматриваются проблемы конструкции, сантехнического оборудования, цвета и освещения. В этом случае можно точно “просчитать”, как все компоненты интерьера будут взаимодействовать между собой. А также, правильной можно считать ситуацию, когда архитектурная “коробка” ванной комнаты существует уже как данность, но всю “начинку”, все-таки, подбирают одновременно. Но идеальные ситуации встречаются, как известно, редко. Как правило, за светильниками идут в самый последний момент, когда ремонт полностью закончен и сделаны все выводы для светильников, подчас совершенно не там где надо.
Так или иначе, продавец, предлагающий клиенту сантехнику и плитку, должен знать простейшие правила светового дизайна, чтобы быть во всеоружии. Тем более что эта группа товаров подбирается на стадии производства ремонта или даже до его начала. Следовательно, на решение светового дизайна ванной комнаты еще можно повлиять, дав клиенту квалифицированную рекомендацию по подбору светильников. Эти знания так же пригодятся в обратной ситуации, когда светильники в ванной комнате уже существует, а клиент пришел выбирать плитку, или сантехнику, или аксессуары.
Надо помнить что свет - очень сильный источник воздействия на интерьер. Он, так же как и цвет может воздействовать на физико-эмоциональное состояние человека, создавать оптические иллюзии и, следовательно, изменять пространство. Правильно подобранное освещение подчеркнет все достоинства цвета и формы ванной комнаты. Но с тем же успехом, ошибка в выборе системы освещения, может “угробить” весь интерьер, сведя на нет усилия продавца и денежные затраты клиента.

Что нужно учитывать при выборе системы освещения в ванной комнате.
В ванной комнате, требуется яркий свет. Но жесткий “театральный», направленный (или “боковой”) свет здесь не нужен. С точки зрения психофизиологии восприятия контрасты лучше смягчать, а свет рассеивать и приглушать.
В ванной должно быть не просто светло. Характеристики освещения здесь следует приблизить к свойственным смежному помещению, чтобы, войдя из него в ванную комнату, не испытывать дискомфорта от избытка или недостатка света.
Вопрос, должен ли осветительный прибор быть украшением даже в выключенном состоянии, решается прежде всего в соответствии с поставленной задачей и личными предпочтениями обитателей дома.
Хорошо, если вид светильника соответствует дизайну сантехнических аксессуаров, которых на единицу объема ванной комнаты приходится немало и которые приобретаются одной коллекцией. Если же ванная предельно нагружена сияющим декором, лучше всего использовать неприметные или скрытые от глаз светильники. И только когда сантехника, смесители и отделка ванной выглядят неброско, светильник можно использовать как яркий декоративный элемент.
Дизайн светильника может соответствовать характеру декоративного рисунка на керамической плитке (который может растительный или абстрактный, геометрический). Так же осветительные приборы должны соответствовать общей стилистике ванной комнаты и ее цветовому решению.
Важно предусмотреть, как будут взаимодействовать тип освещения и интерьер между собой. Для этого при выборе светильников обязательно надо учитывать такие характеристики как цветопередача и отражательные свойства.
Что такое цветопередача? Это способность светового потока выявлять или изменять цвет предметов в зависимости от спектра излучения источника света. То есть - оттенки цвета при искусственном освещении зависят от характера источника света. Так, например, в лампах накаливания преобладают желтые и отсутствуют дополнительные синие и фиолетовые лучи. Поэтому цветопередача синего и зеленого в интерьерах при лампах накаливания хуже, чем при естественном освещении. К естественному освещению наиболее близки галогеновые лампы. В люминесцентных лампах преобладают холодные синие и фиолетовые лучи. Они ухудшают цветопередачу теплых красных и желтых оттенков и придают “синюшность” всем светлым, неярким цветам. В принципе свет делится на холодный и теплый. И это зависит не только от характера источника света, но и от свойств цветофильтра в осветительном приборе.
Главное правило изменений цветов под воздействием разных источников света – теплый свет заставляет светиться теплые краски, холодные цвета при этом приглушаются или кажутся сероватыми. Холодный свет усиливает холодные цвета и ослабляет теплые. Это означает, например, что красивый и яркий голубой или синий цвет, превратится в серое “нечто” под воздействием обычной лампочки накаливания, у которой свет теплый. Или выразительная красная керамическая плитка, освещенная лампой “дневного света” вдруг станет сомнительно “бурого” цвета. Кстати говоря, в некоторых случаях способность того или иного освещения усиливать насыщенность определенного света, тоже может быть неблагоприятной. Допустим, покупатель выбирает плитку в спокойной теплой гамме и степень яркости цвета его вполне устраивает. Но дома вдруг выясняется, что плитка стала чересчур “желтой” или “оранжевой”. Или плитка, которая в магазине казалась нежно-розовой, оказывается при домашнем освещении скорее “персикового” цвета. Все оттого, что светильник (светильники) в ванной комнате оснащен лампой накаливания, которая выявляет теплые оттенки в каждом цвете и подавляет холодные. Это конечно не смертельно, вопрос заключается в том, хочет ли этого покупатель. Стоит проинформировать клиента, как будет выглядеть той или иной оттенок при соответственном освещении и порекомендовать источник света, наиболее подходящий для колористического решения его ванной комнаты. Для ванной комнаты выполненной в теплых тонах, подойдет освещение лампами накаливания, если учесть некоторое усиление цветов и предварительно обсудить это с клиентом. Для интерьера в холодной гамме, в принципе подходят источники света с холодным спектром излучения, только надо иметь в виду что лампы “дневного света” не подходят для ванной комнаты по своим характеристикам. (Их способность придавать “синюшный” оттенок коже и выявлять ее дефекты едва ли можно назвать комфортным). Поэтому лучше предложить клиенту использовать нейтральное галогеновое освещение, которое не исказит и не “погасит” холодные оттенки цветов. Если в ванной комнате задумано цветное освещение, которое подчеркнет общую гамму, достаточно просто снабдить галогеновый светильник цветным плафоном. Кстати, при помощи цветного освещения можно слегка “подкрасить” нейтральный, бесцветный интерьер, например выполненный преимущественно в белом цвете.
Вторая характеристика, о которой шла речь – отражательные свойства. Речь идет о том, что все поверхности, на которые падает световой поток пропускают или отражают его. Эти поверхности называются первичными и вторичными излучателями. К первым относятся поверхности плафонов и отражатели в светильниках. Ко вторым – поверхности, на которые падает поток света – стены, пол, потолок, оборудование, мебель и т.п.
Вторичные излучатели могут обладать различными характеристиками, и, следовательно, по-разному отражать световой поток. Интенсивность источника света выбирается с учетом цвета и фактуры отделки помещения. Лучшими отражателями являются гладкие белые и посеребренные зеркальные поверхности, а самая капризная в отношении освещения – темная фактурная отделка. Так у белого лака коэффициент отражения равен 0,75-0,85, у черного бархата он равен всего 0,02-0,01. Это означает, что белая или зеркальная поверхности отражают до 80% света, а черная и фактурная поверхность всего 1-2%! Если коротко обозначить свойства отражающих поверхностей, то можно сказать следующие – чем темней и фактурней поверхность, тем хуже она отражает свет. Чем светлее и глянцевей поверхность, тем выше коэффициент отражения.
Выбирая интенсивность источника света для ванной комнаты надо учитывать отражательные свойства поверхностей, которые занимают большую площадь и имеют близкие характеристики (например, плитка на полу и стенах). Для ванной комнаты в которой преобладают темные и матовые поверхности потребуется более мощный источник света, чем для ванной, выполненной в материалах со светлыми и глянцевыми поверхностями.
Но не стоит, например, отказываться от матовой и шероховатой плитки, только потому, что она хуже отражает свет, чем блестящая. Зато у нее есть большое преимущество – она лучше рассеивает свет, а это важный показатель, потому что рассеянный свет в ванной комнате предпочтителен.

Общее освещение в ванной комнате
В некоторых случаях для освещения ванной достаточно одного-единственного светильника. Однако такой вариант эффективен исключительно для малогабаритных помещений. В просторной ванной комнате для равномерного распределения света устанавливают несколько светильников. Причем чем больше количество источников света, тем ниже может быть их мощность и, следовательно, габариты.
Многопозиционное освещение устраивают при помощи мелких светильников чаще всего с галогенными лампами. Встраиваемые “галогенки” монтируются в подвесной потолок. Но, так как пучок света встроенных в потолок светильников чаще всего направлен строго к полу, это для ванной не всегда рационально. Для устройства общего освещения здесь более пригодны точечные светильники с регулируемым углом поворота.
Галогеновые лампы: галогеновый свет близок к естественному, обладает хорошей цветопередачей, создают особую атмосферу теплую и живую. Галогеновые лампы обладают высокой мощностью при сниженном примерно в три раза уровне потребления электроэнергии. Они имеют широкие возможности для монтажа, компактные размеры, редко перегорают. У галогеновых ламп существуют различные углы рассеивания – узкий (30-60 градусов) и широкий (до 120 градусов). Первый вариант предпочтителен для подсветки отдельного предмета в интерьере (ваза, картина и т.д.), акцентирования его. Второй - для общего, “мягкого” освещения интерьера. Таким образом, галогеновые лапы обеспечивают многоуровневое освещение. Один из самых популярных и модных видов галогенового освещения – системный. Это струнные, шинные и свинг-системы освещения. По сути, все это вариации на одну и ту же тему: разнообразные лампочки, нанизанные на основу, как бусины на нитку. В струнных системах роль нитки играет металлическая струна, благодаря чему они отличаются компактностью в размонтированном виде - скрученная струна-основа занимает совсем мало места, в отличие от деталей шинной системы, в которой лампочки крепятся к металлическим стержням (так называемый “шинопровод”). Шинный вариант более жесткий, возможность варьировать направления достигается большим ассортиментом переходных соединений. Шинные системы освещения часто используют в торговых залах, для освещения выставочных экспозиций. В случае, когда жесткость шинной системы не устраивает, используют swing system. Она отличается более изысканным сечением шины-основы и возможность изображать на стенах “световую графику”. В любых видах системного света ассортимент лампочек чрезвычайно широк. Это могут быть:
- конусообразные плафончики направленного света
- маленькие матовые плафоны
- маленькие металлические абажуры различной формы
- тонкие трубочки (1 см в диаметре) с лампочкой на конце
- подвески-“коромысла”
- системы из нескольких ламп на блоках, меняющие высоту по мере необходимости.
Ко всем вышеперечисленным лампам применяются всевозможные рассеиватели и фильтры.
Помимо систем освещения применяются точечные лампочки-споты (галогенки, встроенные в потолок). Споты оформляются высококлассным стеклом. Хрустальное и матовое, цветное “сатиновое” и знаменитое “мурманское” стекло.
Прекрасные возможности для светового дизайна дает использование конструкций на основе и шинопровода и струн. Благодаря разнообразной форме токоведущих элементов, предназначенных для крепления, как к потолку, так и к стенам, из них можно создавать множество неповторимых комбинаций. Эти конструкции позволяют с успехом решать задачи, связанные со световым зонированием.
В ванной, так же как и в других помещениях дома, существует необходимость зонирования. Даже в небольшой, технически несложной ванной целесообразно выделить пространство возле зеркала в отдельную функциональную зону. В ванной же с нишами, подиумами и всевозможными планировочными изысками может быть обозначено даже несколько зон. Для светового зонирования используют источники локального света.
Освещение у зеркала
Освещение возле зеркала в ванной считается рабочим. Источник света здесь должен быть достаточно ярким, но не бить в глаза и не слепить. Человек должен видеть свое отражение и при этом не испытывать дискомфорта, поэтому, чтобы избежать возникновения бликов и светотеней, свет следует направлять от зеркала равномерно. В зоне зеркала наиболее благоприятен рассеянный свет. В качестве расеивателя можно использовать абажур из матового стекла или пластика белого цвета. Именно белого, потому что цветной свет в зоне зеркала опасен непредсказуемыми изменениями оттенков отражения.
Освещение у зеркала устраивают разными способами. Наиболее распространенный – пара симметрично расположенных светильников. Симметрия требуется для ровного, без светотеневых переходов, распределения света. Точки расположения светильников определяются величиной зеркала.
Для равномерного освещения пространства возле широкого зеркала светильники располагают вдоль него по горизонтали на высоте приблизительно двух метров от уровня пола. Зеркало средней величины лучше оборудовать источниками света по периметру.
Свет около зеркала может быть не только рассеянным, но и прямым. В этом случае важно, чтобы световой поток не пересекался с взглядом человека, смотрящего в зеркало. Зеркало может располагаться на стене отдельно, хотя зачастую оно одновременно является дверцей встроенного шкафа. При этом освещение можно ограничивать при помощи карниза, снабженного встроенными светильниками с регулируемым углом поворота.
Для освещения в зоне зеркала можно использовать лампы всех типов, в зависимости от формы и конструкции светильника: обычные (с нитью накаливания), галогенные и люминесцентные. Спектр ламп должен быть близок к спектру естественного света. Лампы холодного дневного света (ЛХБ) не подходят для ванной комнаты по своим спектральным характеристикам.
Светильники можно закрепить не только на стене, но и на зеркале.

Освещение около ванной
Ванная – еще одно место, которое можно выделить световым зонированием. Однако требования к характеру освещения в этой “точке” иные, нежели около зеркала. Принятие ванны - занятие, продиктованное больше стремлением к получению удовольствия, чем гигиенической необходимостью. Для того чтобы отвлечься и расслабиться в ванной, она хотя бы условно должна стать обособленным от остальной сантехники местом. Помимо ванн с автономной подсветкой существует множество вариантов освещения этой зоны.
Первый – выделить зону ванной пучком направленного света, погрузив в полумрак все остальное помещение.
Второй – повесить над ванной бра с абажуром из цветного стекла. При наличии бесцветного двухпозиционного светильника, достаточно установить в него пару разных по цвету ламп и включать их отдельно или вместе.
Третий – в просторной ванной с невысоким потолком разноцветные светильники группируются на потолке, в нужном секторе. Получается эффект мягкого перетекания окрашенных цветом пространств.
Четвертый – красивый свет над водой можно создать и при помощи торшера на высокой (около 2 метров) стойке.
Конечно, зонируя ванную комнату при помощи света, можно расположить светильник над каждой сантехнической точкой. Главное правило – все должно быть функционально оправдано. И если в душевой кабине отсутствует автономный светильник, то о его наличии лучше позаботиться.
Особое настроение создается в ванной комнате при использовании напольного освещения. Такой свет относится к разряду дополнительного, декоративного. Существуют специальные, прочные и герметические светильники, предназначенные для подсветки садовых дорожек. Они же пригодны для подсветки пола в ванной. Внешний диаметр таких светильников около пяти сантиметров, “глубина залегания” – около девяти. Лампы, применяемые для такого типа освещения, не должны быть мощнее 5 Вт.

Коррекция при помощи освещения
Для коррекции помещения ванной комнаты, помимо цветовых эффектов и правильного соотношения всех элементов оборудования и отделки, прекрасным средством является световой дизайн.
Свет – настолько сильный и пластичный “материал”, что с его помощью можно “вылепить” любой образ предмета. Система освещения позволяет создавать любые оптические эффекты и, следовательно, иллюзорно менять пространство.
Есть много способов откорректировать пространство интерьера с неудачными пропорциями и другими конструктивными изъянами.
При коррекции узкой, вытянутой в длину комнаты обычно пользуются приемом интенсивного освещения стен. Для устройства такого освещения применяют распределенные по помещению мощные источники, пучки света которых направлены к стенам. Большое количество света, отраженного от верхней части стен и частично от потолка, иллюзорно растворяет поверхности. Светильники могут находится как на потолке, так и на стенах, главное, чтобы их лучи были направлены в необходимые точки интерьера.
Интересный вариант коррекции длинного и узкого пространства – более активное освещение дальней, торцевой стены. Освещение вдоль длинных стен, в таком случае, должно оставаться равномерным и спокойным.
При излишней высоте помещения применяются потолочные светильники на длинных шнурах (проводах), свет которых направлен вниз и вбок. Это достигается при помощи непрозрачных плафонов, направляющих свет в нужную сторону. Все что находится выше уровня ламп, попадает, соответственно в тень, “исчезает”. Аналогичными возможностями обладают настенные светильники с регулируемым углом поворота. Для этой же цели служат и линейные осветительные установки, вывешенные на определенную высоту. Если потолок напротив того слишком низкий (очень распространенный вариант), то следует избегать тяжелых и громоздких потолочных осветительных приборов типа развесистых люстр.
Для зрительного “приподнятия” потолка необходимо использовать холодные светлые тона и тонкие блестящие текстуры. На них, как тонкий слой грима “накладывается” свет и иллюзия готова.
Равномерная подсветка потолка со стороны карнизов фальш-потолка гарантирует плавность его зрительного “парения”. Единственное, не стоит освещать плохо отделанную поверхность с неровностями, трещинами и пр. дефектами – свет их только подчеркнет.
В геометрически сложных помещениях, имеющих в плане форму многоугольника, тоже прибегают к световому зонированию. Повороты, ниши и “закоулки”, освещенные с разных ракурсов разнообразными источниками света, становятся интересными декоративными частями единого пространства. Любые конструктивные излишества, умело “обыгранные” светом, перестанут казаться ненужными и досадными случайностями, с которыми приходится мирится. Это может быть декоративная подсветка ниши или подиума для ванной.

Применение зеркал в ванной комнате:
Чрезвычайно полезен для интерьера ванны союз света и зеркал. Зеркала зрительно раскрывают стены. Большая поверхность зеркала в ванной дает прекрасное ощущение пространства и света – необходимое качество для замкнутого, далеко не всегда просторного помещения. В сочетании с боковой подсветкой, которая накидывает “световую вуаль” на отражение, зеркало удваивает пространство комнаты.
Существует два основных варианта использования зеркал в интерьере: “зазеркаливание” больших поверхностей и отделка зеркалами небольших участков интерьера.
Большие зеркальные поверхности очень сильно влияют на атмосферу помещения, по силе создаваемых иллюзий с ними не сравнится не один отделочный материал. Но надо обращаться с оптическим устройством с определенной долей осторожности, чтобы не испортить интерьер и не создать атмосферу, вредную для психики.
В принципе, любая поверхность помещения может быть зеркальной. Но из соображений безопасности, зеркальный пол в ванной (отполированная плитка) применять не рекомендуется. Создание зеркальных потолков – тема чрезвычайно популярная для ванной комнаты. Но и здесь существуют определенные ограничения. Зеркальный потолок в маленькой ванной комнате может создать “эффект колодца” и вызвать чувство психологического дискомфорта. И даже в просторной ванной возможно лучше ограничится фрагментарным применением зеркала на потолке.
Один из эффектных способов – зазеркаливание стены. Это сразу делает помещение просторнее и светлее, независимо от его первоначальных размеров. Более того, это позволяет “поиграть” c привычными пропорциями. Если, например искусственно занизить потолок при помощи темного окрашивания, а одну из стен сделать зеркальной, то эффект получится очень интересный. Для помещения узкого и вытянутого в высоту это может стать хорошим решением проблемы.
Прием размещения зеркальных стен напротив друг друга дает эффект бесконечного пространства, за счет его бесчисленных взаимоотражений. Но это может быть очень опасно в жилом интерьере с психологической и бытовой точек зрения. В ванной комнате лучше поэкспериментировать с небольшими фрагментами зеркал на противолежащих стенах.
Зеркала, размещенные под прямым углом к друг другу позволяют человеку созерцать себя в двух ракурсах и вводят в интерьер дополнительное преломление пространства.
Отдельные зеркальные элементы в интерьере дают очень интересные результаты. Зеркальный фриз позволяет “оторвать” потолок от стен, зрительно приподнять его. Зеркало, использованное вместо плинтуса, сделает невесомыми стены. Зеркалом можно отделать торец подиума, что создаст иллюзию, будто он висит в воздухе.
Неудачные элементы конструкции: массивные колонны, ригели и толстые проемы, прекрасно “растворяются”, когда отделываются зеркалом. В зависимости от масштаба помещения и декоративной задачи, эта отделка может выполнятся как большими “листами” зеркала, так и мозаикой.

Стилевое соответствие элементов интерьера

Очень важный фактор – стилистика ванной комнаты. Отдельные элементы не должны выпадать из общего стиля интерьера, будь то high-tech или историческая реминисценция. Но нельзя утверждать, что выдержанный в едином стиле интерьер, это единственный допустимый вариант.
В современном интерьере спокойно могут уживаться предметы с разной стилистикой, относящиеся к разным временным пластам. Для того чтобы “внедрить” в ультрасовременный интерьер ванной комнаты стилизованную под старину ванну или столик надо соблюдать несколько нехитрых правил, которые так же актуальны и при обратной ситуации – помещение современных изделий (например, сантехники) в историческую среду.
Правило первое: если в современный интерьер помещается предмет, имеющий ярко выраженную историческую стилистику (допустим – старинная медная ванна), то окружающая обстановка должна быть как можно более нейтральной. Что такое “нейтральность” в контексте данной ситуации?
- форма мебели – простая, без вычурных деталей, конструктивная и функциональная
- пол и стены – без рисунка и резких контрастов, или с очень мелким рисунком, образующим скорее фактуру на монолитной плоскости, но не выступающим как отдельный декоративный элемент
- цвета для больших поверхностей, составляющих общий фон - нейтральные – белый, серый, черный. Или условно-нейтральные: светло-песочный, цвет топленого молока или слоновой кости, болотный и т.д. (О способности нейтрального фона “держать” цветовую пестроту уже говорилось, в случае со стилями действует тот же механизм)
- осветительные приборы – по возможности малозаметные или скрытые от глаз.
Правило второе: цветовая гамма интерьера должна гармонично сочетаться с этим “антикварным” предметом (предметами)
Правило третье: пропорциональные соотношения между предметами обстановки должны быть грамотными. То есть – большая, основательная ванна не может быть такого же размера, что и шкафчик, стоящий рядом.
Правило четвертое: хорошо, если этот “гость из прошлого” не будет одиноким в комнате. То есть, медную ванну может “поддержать” кувшин или рисунок на текстильных аксессуарах, относящийся к тому же стилю. Единственно о чем надо помнить – соотношение между современными и “историческими” предметами в интерьере должно быть четким. То есть 1:3, а не 1:1. Какая-то тема, историческая или современная, в интерьере обязательно должна быть ведущей. Если все “участники” будут на равных, получится каша. Причем это относится не только к предметам обстановки, но и к отделочным материалам, которые благодаря характеру рисунка, цвету и фактуре тоже имеют ярко выраженную стилистику.
Чаще всего, именно мебель и сантехника определяют стиль всего интерьера. Отделочные материалы и освещение более пластичный материал. Одна и та же плитка, при соответствующем окружении, может быть органична для самых разных стилей.
Стили в современной ванной комнате можно условно поделить на следующие направления: классическое, “натурально-романтическое” и авангардное.
Классика в интерьере ванной комнаты определяется использованием соответствующей цветовой гаммы: это насыщенные, сложные цвета: красно-коричневый, бордовый, пурпурный, цвет старой бронзы, темно-зеленый и синий. Сочетание бело-голубой полоски на плитке с традиционной породой дерева, такой как орех, тоже считается классическим. Использование природного камня, чаще всего мрамора, или его имитации характерно для классических направлений. А так же возможно использование обоев, декоративных тканей и деревянных панелей для отделки стен. Применяются декоративные профили и конструктивные элементы, типа колонн.
Что касается формы мебели, светильников и сантехники то это “слепки” с исторических форм. По наблюдениям, для мебели и сантехники, находящихся в массовом производстве, чаще всего применяют стили середины 18-19 веков. Это классицизм, ампир, бидермейер, викторианский стиль и реже – стиль модерн начала 20 века. Понятно, что по частному заказу может быть выполнена мебель любой исторической эпохи. Дерево, как правило, применяется темное (красное дерево, орех, корень ореха, мореный дуб) часто искусственно состаренное. Цвет сантехники – белый и цвет слоновый кости для керамики, латунь и медь для металла.

Комментариев нет: