пятница, 18 июня 2010 г.

Рынок ЛКМ в СНГ

Объемы производства ЛКМ в странах СНГ увеличиваются

-  Импорт составляет конкуренцию продукции в верхнем ценовом сегменте

- Объем экспорта увеличивается

- На рынке завершено формирование дистрибьюторских сетей

- Цены на ЛКМ поднялись еще до начала сезона



Промышленность ЛКМ является одной из наиболее ликвидных в химической отрасли стран СНГ и в течение последних двух-трех лет претерпевает изменения количественного и качественного характера.

Рынок лакокрасочных материалов характеризуется широким ассортиментом материалов с различными качественными и ценовыми характеристиками.
Требования потребителей к поступающей на рынок продукции, ее ассортименту и цене все время растут.

ПРОИЗВОДСТВО

На протяжении последних нескольких лет в России и в Украине наблюдается стабильный рост объемов производства.

Увеличение выработки ЛКМ в России и в Украине обусловлено, в первую очередь тем, что показатель потребления ЛКМ на душу населения страны значительно ниже, чем мировой. До 1990 года потребление лакокрасочных материалов в странах СНГ составляло 14,3 кг в год на человека. В настоящий момент этот показатель не превышает 6 кг в год. Потребление ЛКМ в Польше 8,8 кг в год на человека, а в Западной Европе он колеблется от 12 до 15,5 кг на человека.

Основные объемы производства лакокрасочных материалов приходятся на лакокрасочные материалы строительного назначения.
В последнее время практически на всех предприятиях, производящих ЛКМ, происходит расширение ассортиментного ряда выпускаемой продукции, осваиваются новые технологии, модернизируется оборудование, а выпускаемая продукция сертифицируется в соответствии со стандартами ISO 9001-2000.

Россия

Производство лакокрасочной продукции в России в 2004 году по данным Госкомстата РФ составило 658,69 тыс. тонн, что превышает показатель позапрошлого года на 10,3%.
Официальные данные Государственного комитета статистики РФ учитывают объемы производства продукции далеко не на всех российских предприятиях, а показатель объема производства учтенных предприятий не всегда соответствует реальному уровню. Однако, изменения товарной структуры производства ЛКМ четко прослеживаются в таблице 1.

Таблица 1. Товарная структура производимых в России ЛКМ*, тысяч тонн

Группа продукции


2003 год


доля в производстве


2004 год


доля в производстве


2004/2003, %

Лакокрасочные материалы всего


597,40


100,0


658,69


100,0


110,3

Из них ЛКМ прогрессивные


530,72


88,8


593,01


90,0


111,7 масляные краски и сурик железный


378,80


63,4


418,16


63,5


110,4

- Эмали, грунтовки и шпатлевки на конденсационных смолах


161,13


27,0


164,82


25,0


102,3

- Лаки на конденсационных смолах


217,67


36,4


253,34


38,5


116,4

Лаки, эмали, грунтовки и шпатлевки на полимеризационных смолах


23,94


4,0


26,36


4,0


110,1

Лаки, эмали, грунтовки и шпатлевки на эфирах целлюлозы


56,87


9,5


53,38


8,1


93,9

Краски и грунтовки водно-дисперсионные


41,31


6,9


52,83


8,0


127,9

Масляные краски


46,43


7,8


49,58


7,5


106,8

- Жидкотертые масляные краски


42,48


7,1


45,82


7,0


107,9

- Густотертые масляные краски


3,95


0,7


3,76


0,5


95,3

Спиртовые лаки и политуры


0,87


0,1


1,05


0,2


120,7

Краски порошковые


1,18


0,2


0,81


0,1


68,6

Растворители и смывки для ЛКМ


24,07


4,0


33,73


5,1


140,1

Олифы


20,35


3,4


16,34


2,5


80,3 Огнезащитные материалы


3,50


0,6


3,16


0,5


90,5

* данные Госкомстата России



В настоящий момент в России производят лакокрасочную продукцию более чем на 200 предприятиях (без учета мелких компаний). В зависимости от формы собственности, не все предприятия отчитываются в Государственном комитете статистики, а в целях минимизации налогов, не все компании указывают реальные объемы производства. В объемах производства не учтены данные по таким предприятиям как холдинг "Текс", ООО "ИНИКОМ-97", ООО "Завод "Краски КВИЛ", "Стройкомплекс ЛКЗ", "Лакра-декор", "Предприятие ВГТ", "Невские Краски", компания "Новбытхим", "Краски Тиккурила", "Финнколор" и др.

По оценке "Хим-Курьер" объем производства ЛКМ в России в 2004 году достигает 850 тыс. тонн.

Основной объем производства ЛКМ России приходится на Центральный регион. Причем, в нем объем выпускаемых ЛКМ распределяется, в основном, между Ярославской областью, в которой расположены ОАО "Лакокраска" и ОАО "Русские краски", ЗАО "НПК Ярли", и Москвой и Московской областью, в которой кроме ЗАО "ТД "ЗЛКЗ" (бывший Загорский ЛКЗ) и ОАО "Одилак", расположены такие предприятия, как ЗАО "АКЗО Нобель-Декор", АОЗТ "Оливеста", Подольский завод стройматериалов, АО "СКиМ" (завод строительных красок и мастик), ООО "Краски Тиккурила", ООО "Перспектива ЛКМ" и другие производства. В настоящий момент на территории Москвы и области производят продукцию, как минимум, на 40 предприятиях.

55 % производимых лакокрасочных материалов в Северо-Кавказком регионе являются продукцией ЗАО "Эмпилс". Около 15% объема лакокрасочных материалов приходится на долю "ЧХПО им. З. С. Цахилова". Около 20% объемов приходятся на Краснодарский (ЗАО "Химик") и Ставропольский (ОАО "Ставбытхим") края. В Северо-Кавказском регионе ЛКМ производят, в основном, на крупных предприятиях. Количество мелких производителей здесь намного ниже, чем в Центральном и Северо-Западном регионе.

Одним из наиболее динамично развивающих производство ЛКМ является Северо-Западный регион. На территории Санкт-Петербурга расположена компания "Текс", объем производства которого превышает 70 тыс. тонн ЛКМ в год. Кроме него на территории региона находятся производственные мощности таких компаний как: ООО "Невские краски", ООО "Холдинговая компания"Пигмент", компания "Новбытхим", лакокрасочный завод "ДИА", ОАО "Кронос СПб", ОАО "Атом-Колор" и другие.
В таблице 3 представлены основные производители лакокрасочных материалов России и их объемы производства в 2003-2004 годах. Данные приведены без учета производства полуфабрикатного лака, использующегося на собственные нужды.

Таблица 3.Производство ЛКМ крупнейшими производителями, тыс. тонн**

Предприятие


2003 год


2004 год


2004/2003, %

ЗАО "Эмпилс"


70,36


80


113,7

Холдинг "Текс"


75,61


77,85*


102,96

ОАО "Лакокраска"(Ярославль)


46,35


48,39


104,4

ОАО "Русские краски"


40,06


43,95


109,71

ЗАО "ТД "ЗЛКЗ"


34,96


39,25


112,27

ОАО "ЧХПО имени Цахилова"


43,42


30,13


69,39

ООО "Невские краски"


20,14


21,15*


105,01

ООО "Радуга синтез"


10,00*


20,00*


В 2 раза

ЗАО "Химик" (Краснодарский край)


9,32


16,1


172,74

ОАО "Одилак"


17,15


15,87


92,54

ПК "Котовский ЛКЗ"


21,99


15,5


70,49

ОАО "Сайвер"


9,77


11,05


113,1

ОАО "Добра-Краска"


9,2


11


119,57

ОАО "Ставбытхим"


9,53


10,03


105,25

ОАО "Кронос СПБ"


6,85


9,3


135,89

ЗАО "Лакокраска" (Воронежская обл.)


9,06


9,04


99,81

ООО "Завод "Краски КВИЛ"


8


8,64


108

ООО "Радуга" (Новосибирская обл.)


6,19


6,69


108,05

*оценка редакции

** данные ГКС России



В 2004 году, несмотря на рост объемов производства, произошло сокращение доли лакокрасочных материалов, произведенных на крупных специализированных предприятиях. В 2003 году на производственных мощностях крупных предприятий производилось около 60% от общего объема ЛКМ, а в 2004 году этот показатель равен 50-52%.

В условиях жесткой конкуренции на российском рынке, одним из условий успешной работы предприятия является наличие стратегического инвестора.

В 2004 году ПГ "Маир", являющаяся инвестором ЗЛКЗ, инвестировала в "Торговый дом ЗЛКЗ" более 3 млн. долларов. Средства, в основном, пошли на закупку и монтаж нового импортного технологического оборудования, монтаж и запуск новых технологических линий по производству и разливке краски, полной компьютеризации технологического и управленческого процессов, внедрению на предприятии новых систем по управлению бизнесом. В 2005 году на предприятии планируется значительный рост производства продукции, в том числе, за счет значительного увеличения производства краски в мелкой фасовке с 4,7 тыс. тонн в 2004 году до 14 тыс. тонн в 2005 году.

Кроме ЗЛКЗ еще несколько российских лакокрасочных производителей имеют стратегических инвесторов. К таким предприятиям относятся: объединение "Ярославские краски" (промышленная группа "Спектр"), ОАО "Эмпилс" (ФПГ "Новое содружество") и "Текс" (холдинг "Текс).

Благодаря инвестициям "Нового Содружества", в 2004 году был основан Концерн "Эмпилс", состоящий из одесского ОАО "Элакс" и ростовского ЗАО "Эмпилс". В 2005 году "Новое Содружество" планирует инвестировать в развитие концерна около 10 млн. долларов.

Количество предприятий, изготавливающих лакокрасочные материалы, значительно увеличилось в 2003-2004 годах. Основная часть которых располагает небольшими производственными мощностями (от 1 до 2,5 тыс. тонн в год). Продукция таких производителей распространяется локально и ее присутствие практически не наблюдается в соседних областях. Очень часто на таких предприятиях изготавливают продукцию без соблюдения технологий и ГОСТов. Это приводит к низкому качеству выпускаемой продукции и, как следствие, к подрыву доверия мелких потребителей к российским ЛКМ. Продукция, выпускаемая на таких предприятиях, не отличается разнообразием. В основном это ПФ-115 и ПФ-266. В основном эта продукция относится к низкому ценовому сегменту и ориентирована на недостаточно осведомленных потребителей.

В связи с тем, что рынок лакокрасочных материалов России насыщен продукцией низкого ценового сегмента, в 2005 году значительного увеличения количества мелких производителей ЛКМ не ожидается. В первую очередь этот факт объясняется тем, что, из-за роста цены на сырьевые компоненты и энергоносители, рентабельность производства снижается, в то время как конкуренция между производителями этой ценовой категории очень высокая.

Для привлечения максимального количества потребителей практически на всех крупных предприятиях, производящих лакокрасочную продукцию, произошла градация выпускаемых ЛКМ по ценовым сегментам. Наибольшие объемы выпускаемых лакокрасочных материалов приходятся на средний и низкий ценовой сегменты.

Одним из немаловажных условий стабильной работы предприятий является сбытовая политика. Практически все крупные производители сформировали дистрибьюторские сети. Для максимальной заинтересованности дистрибьюторов в продвижении своей продукции многие производители ЛКМ сотрудничают с дистрибьюторами по бонусной схеме сотрудничества, в которой размер бонуса зависит от объема реализованных ЛКМ. Благодаря развитию дистрибьюторских сетей количество контрфактной продукции на российском рынке сократилось.

Помимо увеличения количества производителей, многие действующие предприятия в 2004 году наращивали производственные мощности и расширяли ассортимент выпускаемой продукции. Так, в 2004 году Компания "Русские краски" вложила значительные средства в организацию и строительство ряда новых производств. Был построен завод по производству порошковых красок, который в 2004 году выпустил 100 тонн продукции, в 2005 году планируется увеличить этот показатель до 900 тонн. Кроме этого, для расширения своей продукции на российском рынке, в 2004 году был построен участок по производству декоративных красок на водной основе - нового для компании продукта. В начале января 2005 года участок начал работать. "Невские краски" начали производство полуфабрикатного алкидного лака, на "Котовском ЛКЗ" была произведена модернизация оборудования. Практически на всех крупных предприятиях были освоены новые виды продукции, а также произошло расширение цветовой гаммы уже освоенных ЛКМ. "Эмпилс" приступил к производству колеровочных систем.

Ассортимент лакокрасочных материалов на российском рынке определяются рядом основных факторов. На него в первую очередь влияют структура реальных потребностей, обеспеченных платежеспособным спросом; сырьевые возможности для производителей; технологические возможности; энергетические и транспортные расходы.

В 2004 году произошло увеличение доли водных лакокрасочных материалов. По оценке журнала "Хим-Курьер", доля водных материалов в общем объеме производства составила 25%. Однако, по-прежнему основная доля производимых ЛКМ принадлежит органо-растворимым материалам.

Ассортимент алкидных ЛКМ, выпускаемых в промышленном масштабе, практически не изменился. В его основе глифталевые (ГФ-230) и пентафталевые (ПФ-266, ПФ-2134, ЭПФ-1217) эмали. Наиболее широкое распространение для защиты металла от коррозии, а также в строительстве при ремонтных и отделочных работах получила эмаль ПФ-115.

Производство ЛКМ можно разделить на две стадии - изготовление полуфабрикатов и их смешение, мелким предприятиям, как правило, основную часть полуфабрикатов приходится закупать, в то время как крупные - производят их сами. В разгар сезона 2004 года в России наблюдался дефицит полуфабрикатных лаков.

По-прежнему остается невысокой доля порошковых красок. Объем производства порошковых красок в 2004 году по оценке "Хим-Курьера" составил 4 тыс. тонн. Весь российский рынок порошковых красок оценивается в 20 тыс. тонн в год.

По-прежнему производители ЛКМ немаловажное значение уделяют контролю за качеством выпускаемой продукции и соответствию стандартам ISO 9001-2000. В 2004 году значительно увеличилось количество производителей, получивших сертификат соответствия этому стандарту.
В течение 2004 года на российском рынке стало ощутимо присутствие локализованных производств известных иностранных компаний и предприятий, выпускающих продукцию под их брэндами. Примерами таких предприятий являются: "Краски Тиккурила", ООО "Террако", ЗАО "Акзо Нобель Декор", "Финнколор". Объемы производств таких предприятий, в среднем, не превышают 5 тыс. тонн в год. Благодаря выпуску широкого ассортимента продукции соответствующего качества, популярность их продукции у потребителей ежегодно увеличивается, что приводит к стабильному наращиванию объемов производства.

Украина

Производство лакокрасочной продукции в Украине в 2004 году, по данным Государственного комитета статистики Украины, составило 197,463 тыс. тонн, что превышает показатель 2003 года на 12,69%. Причем, объем производства увеличился по всей номенклатуре производимых ЛКМ.
В таблице 4 приведены показатели объемов производства в 2003-2004 годах с разбивкой по номенклатуре выпускаемых ЛКМ.

Таблица 4. Товарная структура производимых в Украине ЛКМ*, тысяч тонн

Продукция


2004 год


2003 год


2004/2003, %

Лакокрасочные материалы, всего


197,463


175,228


112,69

Лакокрасочные материалы на основе полимеров


171,717


153,728


111,70

Лакокрасочные материалы на основе полимеров, растворимые в водной среде


43,358


36,3


119,44

Лакокрасочные материалы, растворимые в других растворителях


128,359


117,428


109,31

Лаки и краски, включая эмали и политуры на основе сложных полиэфиров


82,523


69,801


118,23

Краски, лаки, сиккативы


25,746


21,5


118,75

* данные приведены без объемов производства порошковых красок, спиртовых лаков

Наибольший прирост объемов производства в 2004 году наблюдается в категории водных лакокрасочных материалов, он составил 19,44% по отношению к 2003 году. Тенденция увеличения доли водных материалов наблюдается в производстве уже несколько лет, однако, в настоящий момент не превышает 25%. В связи с тем, что некоторые производители только осваивают производство водных красок в 2005 году, по оценке "Хим-Курьера", доля ВД-красок приблизится к 30% от общего объема производства.

Доля алкидных лакокрасочных материалов в общем объеме производства сокращается, но при этом объемы производимой алкидной продукции увеличивается.

Объемы производства современных лакокрасочных материалов увеличиваются, в основном, за счет новых предприятий, оснащенных современным оборудованием и производящим продукцию на основе передовых технологий. В таблице 5 представлены основные предприятия–производители ЛКМ.



Таблица 5. Основные предприятия – производители ЛКМ в Украине, тыс. тонн




2004 год


2003 год


2004/2003, %

Всего по Украине


190,10


167,87


113,25

ООО ПП "ЗИП"


33,05


26,20


126,15

ОАО "Днепропетровский ЛКЗ"


26,78


30,80


86,95

ООО "Снежка-Украина"


25,80


18,43


139,98

ЗАО "Лакма"


8,42


9,52


88,43

ООО "Компания "Химпрогресс"


7,00


5,86


119,43

ОАО "Спектр"


6,78


5,49


123,57

ООО "Радуга" Луганская обл.


6,68


4,98


133,98

ООО "Полифарб Украина"


6,64


2,98


В 2,2 раза

ЗАО СП "Софрахим"


6,15


4,04


152,1

СП ООО "Мефферент Ганза Фарбен"


5,98


5,03


118,82

ОАО "Кировоградский райагропоставщик"


5,56


4,88


113,99

ПКФ "Полимер" Херсонская обл.


5,22


3,38


154,45

ЗАО "Янтарь"


5,08


5,01


101,32

ЧП "Вячеслав"


3,03


1,54


196,81

ЧП "Химпоставщик"


2,96


2,64


112,26

"Краски Колорит"


2,51


1,77


142,07

ООО "Лаковар"


2,35


2,68


87,81

ООО НПП "Днепр-Контакт"


2,23


Н.д.




ЗАО "Криворожский суриковый завод"


2,04


1,52


133,99

ОАО "Сумыхимпром"


2,03


5,20


38,99

ООО "Аврора"


1,98


2,08


94,87

ООО "Луга-Колор"


1,84


1,47


124,69

ООО "Колор"


1,81


1,81


100,06

ЗАО "Нифар"


1,70


1,64


103,97

ООО ПК "Лидер"


1,54


2,73


56,22

Дашавский завод композиционных материалов


1,38


1,00


138,62

ООО "Атлант-Стиль"


1,18


1,12


105

ООО "Лелека-Колор"


1,16


1,62


71,66

ООО "Лукра"


1,07


1,81


59,1

ОАО "Элакс"


0,84


0,01


в 167 раз

В Украине в 2004 году сохранилась тенденция снижения объемов производства на предприятиях–производителях лакокрасочных материалов, работающих со времен Советского Союза. Так, например, доля ЛКМ, произведенных Днепропетровским ЛКЗ по Днепропетровской области, в течение трех лет сократилась с 50% в 2002 году до 29,3% в 2004 году. На ОАО "Сумыхимпром" в 2004 году выпуск ЛКМ сократился на 61,01%. Ситуация, в которой оказались предприятия, до недавнего времени контролировавшие рынок лакокрасочных материалов Украины, объясняется низким уровнем инвестиций в производство и дефицитом средств, необходимых для модернизации оборудования и проведения маркетинговых программ по продвижению лакокрасочной продукции.

Значительная часть производства сосредоточена в Днепропетровской области. Несмотря на то, что Днепропетровский ЛКЗ постепенно утрачивает свои позиции, в области расположены такие успешно развивающиеся производители, как ООО "ЗИП", СП "Мефферент Ганза Фарбен", ОАО "Спектр", СП "Софрахим", ООО НПП "Днепр-Контакт" и другие.

Наибольший прирост объемов производства приходится на предприятия, специализирующиеся на производстве водных ЛКМ. В 2004 году ООО "Снежка-Украина" увеличило объем производства практически на 40%, ООО "Полифарб Украина" в 2,2 раза, "Краски колорит" на 42%. Следует отметить ООО "Фирму "Фронт", которая, начав свою производственную деятельность в 2004 году, произвела 798 тонн ВД-краски.

Данные Государственного комитета статистики Украины далеко не полностью отражают объемы производства лакокрасочных материалов. Не учтенными в объемах производства 2004 года остались такие производители, как фирма Jobi, построившая свой завод на средства немецких инвесторов, совместное украинско-австрийское предприятие "БНС–фарба" (производственная мощность 5 тыс. тонн в год), ЧП Олейник (Днепродзержинск), ООО "Колор-Элакс", “Olympic Farbe”, ООО "Сплав МВ", ПО "Титан", ЧП ПФ "Эмаль" и др.

Объем производства перечисленных выше предприятий в 2004 году превысил 30 тыс. тонн.

По подсчетам редакции журнала "Хим-Курьер", объем производства лакокрасочных материалов в Украине в 2004 году составил 240 тыс. тонн, а в 2003 году - 220 тыс. тонн. Таким образом, в 2004 году объем производства ЛКМ в Украине увеличился примерно на 10%.

Лакокрасочная промышленность Украины до сих пор остается одной из самых привлекательных отраслей для инвестиций иностранного капитала. В 2004 году в Украине значительно возросло количество совместных предприятий и предприятий со стопроцентным иностранным капиталом, причем объемы производства таких предприятий неуклонно растут. Это связано с тем, что инвесторы вкладывают в подобные предприятия средства, благодаря которым приобретается высокотехнологичное импортное оборудование, позволяющее выпускать широкий ассортиментный ряд продукции.

Примерами служат ЗАО "Эмпилс", создавший концерн "Эмпилс" совместно с одесским "Элаксом", "Снежка-Украина", построившая завод по производству алкидных ЛКМ, “Olympic Farbe”, начавшая производство в Житомирской области, "Хенкель Баутехник" (Украина), которая на базе своего завода в Харьковской области установила линию по производству ЛКМ, и другие.

Следует отметить, что в 2004 году зарегистрировались и начали производить лакокрасочные материалы в Украине свыше 10 предприятий. Есть все основания предположить, что в 2005 году, несмотря на рост цен на сырьевые компоненты, эта тенденция сохранится.
В 2005 году на рынке Украины появятся не только новые производители, но и уже действующие расширят свою производственную деятельность. Например, фабрика лаков и красок "Ролакс" в 2005 году планирует запуск цеха по производству ВД-красок и цеха по производству дерево-защитных средств. Также планирует освоить производство ВД-красок коростеневский завод "Янтарь". Практически все производители планируют расширение ассортимента продукции.

ИМПОРТ

Несмотря на увеличение объемов производства, доля импортных ЛКМ в странах СНГ составляет 20 - 25%

В первую очередь импортируются лакокрасочные материалы, объемов производства которых в странах СНГ недостаточно для удовлетворения спроса потребителей. Также за счет импорта восполняется ассортиментный ряд представленных на рынке ЛКМ.

Практически все импортируемые лакокрасочные материалы относятся к верхнему ценовому сегменту. В связи с этим значительной конкуренции продукции, произведенной в странах СНГ, они не составляют.



Россия

По данным Государственного таможенного комитета импортных лакокрасочных материалов завезено в Россию в 2004 году 185,49 тыс. тонн, а в 2003 году 178,51 тыс. тонн, таким образом, объем импорта продолжает увеличиваться, хотя в 2004 году темп прироста объема импорта снизился.

Объемы импорта и экспорта оценены редакцией журнала "Хим-Курьер". При расчете объема поставки по товарной группе 3214 не учитывались объемы импорта сухих строительных смесей. Основной объем этой товарной группы приходится на шпатлевки на алкидной и водной основе, причем, по оценке "Хим-Курьера", 50% данной группы занимают водные материалы.

В таблице 6 представлен объем импорта и ценовые показатели с разбивкой по номенклатуре поставляемых материалов, без учета поставок лакокрасочных материалов из Беларуси. По оценке "Хим-Курьера", в 2004 году из Беларуси в Россию завезено около 20 тыс. тонн ЛКМ, причем 60% от объема поставок составляют полуфабрикатные алкидные лаки. Основными поставщиками ЛКМ из Беларуси в Россию являются лидская "Лакокраска" и "Минский ЛКЗ".
По оценке "Хим-Курьера", импорт ЛКМ в Россию в 2004 году составил 205 тыс. тонн

Таблица 6. Объем импорта ЛКМ в Россию в 2003-2004 годах

Наименование продукции


2004


2003


2004/2003, %




тыс. тонн


млн. долл.


долл. за кг.


тыс. тонн


млн. долл.


долл. за кг.


тыс. тонн


млн. долл.


долл. за кг.

Лакокрасочные материалы всего


185,49


337,86


1,82


178,51


261,93


1,47


103,91


128,99


124,16

- На конденсационных смолах


31,20


75,31


2,41


32,78


46,1


1,41


95,18


163,37


171,68

- На полимеризационных смолах


11,49


40,07


3,49


12,06


31,09


2,58


95,31


128,90


135,24

- На эфирах целлюлозы


28,56


93,74


3,28


36,44


93,43


2,56


78,37


100,33


128,02

- Водно-дисперсионные


44,56


68,17


1,53


43,17


47,34


1,10


103,21


144,00


139,47

- Шпатлевки


56,05


34,90


0,62


41,83


22,45


0,54


134,00


155,45


115,94

- Масляные краски


4,34


10,44


2,41


6,2


10,67


1,72


69,98


97,83


139,79

- Растворители и олифы


9,29


15,23


1,64


6,03


10,84


1,80


154,13


140,49


91,14

Основные объемы ЛКМ в Россию поставляются из Германии (13,94%), Финляндии (10,77%), Беларуси (9,73%), Эстонии (8,86%), Литвы (7,3%), США (7,4%) и Кореи (7,2%).

При рассмотрении стоимости импортируемых ЛКМ, наблюдается динамика увеличения цен на ввозимые материалы. Наиболее дорогостоящие ЛКМ импортируются из Бельгии, Словении, Великобритании, Голландии.

Одной из причин снижения показателя прироста объема импорта является тенденция увеличения стоимости ввозимых ЛКМ. Из таблицы 5 следует, что чем значительнее увеличение стоимости ввозимых ЛКМ, тем незначительней увеличение объемов их поставок.

На уровень конкуренции значительное влияние оказывает принадлежность продукции к ценовому сегменту и ее потребительская направленность.

Высокий уровень конкуренции с импортными ЛКМ наблюдается в верхнем ценовом сегменте. Если учесть, что объемы производства продукции строительно-бытового назначения в этом ценовом сегменте для большинства предприятий не являются доминирующими, то конкуренция минимальна. В основном, конкурируют с импортом производства, основанные при участии иностранных компаний и производящие продукцию под их брэндами. Ежегодное подорожание импортной краски превышает скорость роста доходов основной массы населения, что, в свою очередь, позволяет российским лакокрасочным предприятиям заполнять рынок конкурентоспособной продукцией бытового потребления.

Присутствие импортных ЛКМ строительного и бытового назначения максимально в Центральном и Северо-Западном регионе, в то время как на Дальнем Востоке, в Сибири и на Урале их присутствие практически не ощутимо.

В продукции промышленного и специального назначения конкуренция более высокая. Этот сегмент рынка России еще далек от насыщения и, в связи с постоянно растущим спросом на эти группы ЛКМ, продукция как российских, так и импортных производителей пользуется практически одинаковым спросом.

Российская лакокрасочная промышленность не защищена от импорта мерами таможенного регулирования. Ставка ввозимых пошлин на готовую лакокрасочную продукцию составляет лишь 5%, в то же время на сырье для производства ЛКМ, значительная часть которого не выпускается в России и с необходимостью должна ввозится для нужд отечественного производства, установлены пошлины, равные или превышающие пошлины на готовую продукцию. Так, на пигменты установлена 15% пошлина, на синтетические смолы 10%.
По оценке "Хим-Курьера", в 2005 году объем импортных поставок ЛКМ в Россию незначительно увеличится, а доля, вероятнее всего, сохранится на уровне 2004 года.

Украина

Импортных лакокрасочных материалов в Украину в 2004 году завезено 50,4 тыс. тонн, а в 2003 году - 36,307 тыс. тонн. Это превышает показатель 2003 года на 38,7%.Объемы импорта и экспорта оценены редакцией журнала "Хим-Курьер". Объем товарной группы 3214 приведен без учета импорта сухих строительных смесей, по оценке "Хим-Курьера", 50% данной группы занимают водные материалы.

В таблице 7 представлен объем импорта и ценовые показатели с разбивкой по номенклатуре поставляемых материалов.



Таблица 7.Объем импорта ЛКМ в Украину в 2003-2004годах.

наименование продукции, тысяч тонн


2003


2004


2004/2003, %




тыс. тонн


млн. грн.


за 1 кг


тыс. тонн


млн. грн.


за 1 кг


тыс. тонн


млн. грн.


за 1 кг

Лакокрасочные материалы всего


36,3


264,5


7,3


50,4


416,6


8,3


138,7


157,5


113,7

ЛКМ на конденсационных смолах


7,4


60,3


8,2


11,6


105,7


9,2


157,0


175,3


111,6

ЛКМ на полимеризационных смолах


1,7


20,8


12,2


3,0


41,8


14,1


174,3


201,0


115,3

ЛКМ на эфирах целлюлозы


5,9


71,7


12,2


8,3


111,8


13,5


140,6


155,8


110,9

Краски и грунтовки воднодисперсионные


11,6


63,9


5,5


15,3


91,9


6,0


131,6


143,9


109,3

Масляные краски


0,8


9,1


11,2


0,7


8,2


11,7


85,7


89,7


104,7

Растворители и смывки для ЛКМ


2,7


16,4


6,0


4,3


28,0


6,5


158,5


170,5


107,6

Шпатлевки


6,2


22,2


3,6


7,2


28,8


4,0


116,4


130,1


111,6

Олифы


0,0


0,1


14,0


0,0


0,4


12,5


в 5,5 раз


в 4,8 раза


89,0



Значительное увеличение доли импорта в первую очередь произошло из-за того, что рост покупательского спроса нивелировал последствия небольшого роста стоимости импортных материалов. Украинский рынок лакокрасочных материалов является одним из динамично развивающихся в мире. Представители многих компаний начали осуществлять поставки ЛКМ собственного производства для того, чтобы оценить уровень спроса на свою продукцию. По результатам исследований представители компаний собираются сделать вывод о целесообразности открывать собственное производство в Украине.

Основными поставщиками импортных материалов являются США (15,63%), Россия (15,25%), Германия (13,6%), Польша (13,03%), Финляндия (5,6%).

При рассмотрении стоимости импортируемых ЛКМ, наблюдается увеличение цены на ввозимые материалы. В 2003 году средняя цена на ЛКМ составила 7,28 гривны за 1 килограмм , а в 2004 году она составила 8,3 гривны за килограмм.
Импортные ЛКМ практически не составляют конкуренции украинским производителям в связи с тем, что ориентированы на высокий ценовой сегмент. Исключением являются лакокрасочные материалы, завозимые в Украину из России и стран бывшего СНГ.

ЭКСПОРТ

Россия

На протяжении последних лет объемы экспортных поставок из России увеличиваются.

Экспорт лакокрасочных материалов в 2004 году составил 68,71 тыс. тонн, а в 2003 году - 57,46 тыс. тонн. Таким образом, объем экспорта увеличился на 19,58%.
В таблице 8 представлен объем экспорта и ценовые показатели с разбивкой по номенклатуре вывозимых из России материалов, без учета поставок лакокрасочных материалов в Беларусь. По оценке "Хим-Курьера", в 2004 году в Беларусь из России завезено 6 тыс. тонн ЛКМ, а в 2003 году 5 тыс. тонн.

Таблица 8. Объем экспорта ЛКМ из России в 2003-2004 годах

Наименование продукции


2004


2003


2004/2003, %




тыс. тонн


млн. долл


долл. за кг


тыс. тонн


млн. долл


долл. за кг


тыс. тонн


млн. долл


долл. за кг

Лакокрасочные материалы всего


68,71


73,21


1,07


57,46


55,15


0,96


119,58


132,74


111,01

- На конденсационных смолах


32,39


32,35


1,00


22,66


22,53


0,99


142,95


143,57


100,44

- На полимеризационных смолах


2,15


3,80


1,77


2,91


3,80


1,31


73,76


99,85


135,37

- На эфирах целлюлозы


10,38


16,84


1,62


10,37


11,93


1,15


100,15


141,13


140,92

- Водно-дисперсионные


10,24


8,93


0,87


7,54


6,93


0,92


135,76


128,94


94,98

- Шпатлевки


2,51


2,91


1,16


2,68


2,36


0,88


93,83


123,37


131,48

- Масляные краски


4,76


4,00


0,84


5,39


4,12


0,77


88,27


97,05


109,95

- Растворители и олифы


6,28


4,39


0,70


5,91


3,48


0,59


106,21


126,04


118,67



Несмотря на увеличение объема экспортных поставок из России, изменение объемов экспорта по номенклатуры неравномерно. Наибольший прирост объемов экспорта наблюдается в продукции, произведенной на конденсационных смолах, а также на водо-дисперсионную продукцию. При этом значительно сократились объемы ЛКМ на полимеризационных смолах и масляных красок. Снижение объемов экспорта продукции на полимеризационных смолах связано с тем, что средняя цена на эту товарную группу значительно увеличилась. Сокращение объемов поставок масляных красок соответствует мировым тенденциям к снижению их потребления, можно предположить дальнейшее снижение не только экспорта масляных ЛКМ, но и значительное снижение их доли в российском производстве. Наблюдалось незначительное снижение объема экспорта шпатлевок.

Наибольшая часть экспортных поставок приходится на лакокрасочные материалы, произведенные на конденсационных смолах. На эту группу ЛКМ приходится в 2004 году 47,14% общего объема экспорта. По сравнению с предыдущими годами, доля этой продукции сократилась. В 2002 году она составляла 52%, в 2003 - 50%.

В 2004 году сохранилась тенденция увеличения экспорта водных ЛКМ, ежегодный прирост по этой группе материалов составляет 12-18% от объемов предыдущего года.

Цена на экспортируемые ЛКМ в 2004 году поднялась в целом на 11,01%. Наибольшее увеличение цены экспортируемых материалов наблюдается в двух группах ЛКМ: на полимеризационных смолах (средняя цена за тонну ЛКМ в этой группе возросла на 35,37%) и на эфирах целлюлозы (средняя цена поднялась на 40,92%).

Основные объемы экспорта приходятся на страны СНГ. На диаграмме 9 представлены основные потребители российских ЛКМ и доли их потребления в общем объеме экспорта.

Основной объем приходится на Казахстан. Многие производители ЛКМ России считают эту страну весьма перспективной для продвижения своей продукции.
Первенство по экспорту ЛКМ на протяжении нескольких лет принадлежит продукции ЗАО "Эмпилс".

Украина
Общая доля экспортируемых лакокрасочных материалов с территории Украины остается незначительной, хотя на протяжении целого ряда лет имеет стабильную тенденцию к увеличению. Основные объемы экспорта распределяются между странами бывшего СНГ. В таблице 10 представлен объем экспорта и ценовые показатели с разбивкой по номенклатуре вывозимых из России материалов.

Таблица 10. Объем экспорта ЛКМ из Украины в 2003-2004 годах

Наименование продукции


2004 год


2003 год


2004/2003,%




тыс. тонн


млн. грн.


за 1 кг


тыс. тонн


млн. грн.


за 1 кг


тыс. тонн


млн. грн.


за 1 кг

Лакокрасочные материалы всего


10,70


59,52


5,56


8,93


44,69


5,00


119,84


133,17


111,12

- На конденсационных смолах


5,22


27,92


5,34


5,49


28,12


5,12


95,11


99,26


104,36

- На полимеризационных смолах


0,07


0,88


12,68


0,15


1,29


8,57


46,14


68,31


148,05

- На эфирах целлюлозы


2,95


21,72


7,36


1,21


10,53


8,67


242,77


206,18


84,93

- Водно-дисперсионные


1,29


4,41


3,43


0,94


2,63


2,80


136,63


167,47


122,57

- Шпатлевки


0,49


2,00


4,11


0,30


0,86


2,87


161,55


231,43


143,26

- Масляные краски


0,17


0,62


3,77


0,57


0,31


0,56


29,22


198,33


678,86

- Растворители и олифы


0,52


1,97


3,79


0,26


0,93


3,57


198,56


210,53


106,03



Экспорт лакокрасочных материалов в 2004 году составил 10,7 тыс. тонн, а в 2003 году составил 8,931 тыс. тонн, что превышает показатель 2003 года на 19,84%.

В целом общий объем экспорта в течение последних трех лет не превышает 5% от общего объема производства ЛКМ в Украине.

Наибольшую долю в экспорте занимают лакокрасочные материалы, произведенные на конденсационных смолах. На эту группу ЛКМ приходится до 60% общего объема экспорта. В последние годы заметно увеличивается в экспорте и доля водных ЛКМ, ежегодный прирост экспорта по этой группе материалов составляет 22-25% от объемов предыдущего года.

Средняя цена на экспортируемые ЛКМ в 2004 году увеличилась на 11,12%, по сравнению с 2003 годом. В 2002 году такого изменения цен не наблюдалось. В 2002 году средняя цена была равна 4,94 гривны за 1 килограмм , в 2003 году - 5,12 гривен за 1 килограмм , а в 2004 году она составила 5,56 гривен за 1 килограмм . Однако, в связи с ростом цены на лакокрасочные материалы на внутреннем рынке, в 2005 году цена на экспортируемые материалы увеличится как минимум на 20%.

Основные экспортные поставки ЛКМ приходятся на долю Днепропетровского ЛКЗ. В 2004 году доля его продукции в общем объеме экспорта составила чуть больше 40%. Из-за снижения объемов производства ДЛКЗ и выхода на экспортный рынок других производителей, эта доля сократилась на 10% по сравнению с прошлым годом.

Основными потребителями экспортируемых ЛКМ являются: Молдова, Россия Румыния, Азербайджан, Казахстан и Беларусь. Из всех стран-потребителей экспортируемых с Украины ЛКМ наибольшая доля у Молдовы. На долю поставок в Молдову приходится свыше 40%, в Россию с Украины поставляется около двух тысяч тонн ЛКМ, что составляет 17% от общего объема экспорта.
В 2005 году можно прогнозировать незначительное увеличение объема вывозимых с территории Украины ЛКМ, так как некоторые предприятия приступили к формированию дистрибьюторских сетей за пределами Украины. Примерами таких предприятий служат "Снежка-Украина" и "Элакс".

РЫНКИ

Лакокрасочное производство России и Украины является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей химической промышленности.

Внутренний рынок России и Украины характеризуется высокой конкуренцией во всех сегментах. Это обусловлено простотой вхождения в рынок (для основания предприятия необходим небольшой стартовый капитал) и относительной простотой технологического процесса. В 2004 году значительно увеличилось количество мелких производителей ЛКМ, производственные мощности которых не рассчитаны на полный цикл производства. Производство ЛКМ можно разделить на две стадии изготовления - производство полуфабрикатных лаков и их смешение.

Основная часть небольших предприятий не имеет собственного лаковаренного производства. В связи с этим основную часть полуфабрикатов им приходится закупать.

В 2004 году на лакокрасочных рынках России и Украины произошли изменения не только количественного, но и качественного состава выпускаемой продукции. Значительно расширился ассортиментный ряд выпускаемой продукции, а также произошло расширение цветовой линейки уже освоенных в производстве лакокрасочных материалов.

Россия и Украина являются странами с очень разными уровнями доходов отдельных групп населения и корпоративных потребителей. В 2004 году произошла четкая градация продукции на три основные ценовые группы. Причем, основная часть предприятий, специализирующихся на производстве ремонтно-строительных ЛКМ, специализируется на выпуске продукции среднего и низкого ценового сегмента.
Одной из характерных особенностей рынков России и Украины является присутствие на них фальсифицированной и контрфактной продукции.

Россия

В 2004 году, по оценке "Хим-Курьера", произошли небольшие изменения в структуре рынка лакокрасочных материалов России. Объем производства увеличился на 16,44%, а экспорта на 19,05%. Таким образом, доля экспорта в производстве увеличилась на 2,24%.

Одной из характерных черт рынка ЛКМ России является высокая доля импорта в видимом потреблении. В 2004 году произошло сокращение доли импортной продукции на внутреннем рынке России на 5,65%, по сравнению с 2003 годом. Сокращение доли импортных лакокрасочных материалов на внутреннем рынке России вызвано, в первую очередь тем, что практически вся ввозимая продукция ориентирована на верхний ценовой сегмент, в котором продукция импортеров конкурирует не только между собой, но и с продукцией, произведенной в России. Продукцию верхнего ценового сегмента производят предприятия, построенные на средства крупных мировых производителей ЛКМ, производящие продукцию под их брэндами, а также основные российские производители, продукция которых присутствует сразу в нескольких сегментах. В качестве примера таких предприятий можно привести "Эмпилс" и "Текс", причем продукция верхнего ценового сегмента на этих предприятиях производится из импортного сырья.

Ассортимент выпускаемых в России лакокрасочных материалов увеличивается с каждым годом. Причем, это касается продукции не только декоративного и ремонто-строительного назначения, но и специализированной продукции, предназначенной для корпоративных потребителей.

Крупные лакокрасочные компании стремятся расширить свое присутствие во всех сегментах рынка. Несмотря на изначальную специализацию производства, на них осваиваются новые виды продукции различного назначения. В 2004 году специалистами компании "Русские краски" были освоены не только новые виды автоэмалей, материалов для разметки дорог и окраски железнодорожного транспорта, относящихся к первоначальной специализации предприятия, но и было начато производство порошковых красок.

Производство продукции, не относящейся к ремонто-строительной группе, является приоритетным направлением развития практически все компаний, выпускающих эти виды ЛКМ. В первую очередь из-за того, что спрос на эту продукцию меньше подвержен сезонным колебаниям.

Наиболее динамично развивающимся сегментом рынка ЛКМ России является группа материалов, относящаяся к декоративным и ремонтно-строительным материалам. Именно в этом сегменте максимальная конкуренция между производителями. Практически все небольшие производители специализируются на выпуске этих видов ЛКМ.

Наибольшее количество несертифицированной и контрфактной продукции приходится на этот сегмент рынка. Однако, благодаря развитию дистрибьюторских сетей и различным методам защиты собственной продукции, доля контрфактной продукции стала сокращаться. Что касается объемов несертифицированной продукции, то их доля на российском рынке остается значительной.

На протяжении нескольких лет основная борьба на внутреннем рынке между российскими производителями идет в одном направлении: массовая поставка дешевой продукции путем снижения себестоимости за счет упрощения и удешевления рецептур. Причем в этой борьбе участвуют практически все производители продукции низкого ценового сегмента.

На рынке лакокрасочных материалов в России преобладает продукция, основой которой являются органические растворители. На Западе доля потребления подобных ЛКМ составляет всего 10-15%, все остальное приходится на водно-дисперсионные материалы. В российском производстве водные материалы занимают 8% от всего объема производимых ЛКМ (данные ГКС). Технология производства водных лакокрасочных материалов значительно проще, чем производство продукции на органических растворителях. В связи с этим водная продукция минимально защищена от подделок. В течение последних лет доля несертифицированных водных ЛКМ на внутреннем рынке России была значительной. В 2004 году эта доля снизилась. В первую очередь это произошло из-за подрыва доверия потребителя к водной продукции мелких производителей, чьих брэндов они не знают. В связи с тем, что основной специализацией предприятий, выпускающие продукцию с "раскрученными" брэндами, является продукция на органических растворителях, в 2005 году значительного увеличения доли водных ЛКМ наблюдаться не будет.

В настоящий момент потребителю необходимо не расширение ассортиментного ряда, а качественные изменения существующего (улучшение свойств, расширение цветовой линейки). Для расширения цветовой линейки на крупных предприятиях стали производить продукцию по дежевой технологии, благодаря которой можно производить продукцию мелкими партиями и широкой цветовой гаммы.

Одним из наиболее быстроразвивающихся сегментов рынка ЛКМ являются новые небольшие российские предприятия, продукция которых ориентирована на средний и низкий ценовой сегменты. Эти предприятия заняли существенную нишу на рынке ЛКМ. В последние годы стали происходить изменения с количественным и качественным составом таких предприятий. Часть этих предприятий развивается в соответствии с требованиями рынка. Продукция таких предприятий стала выпускаться под собственными брэндами, на них расширяется ассортимент выпускаемой продукции. Примером такого предприятия может послужить московский завод "Перспектива ЛКМ" с брэндом "Чеховские краски".

Из-за высокой конкуренции на внутреннем рынке одним из необходимых условий успешной реализации продукции становится продвижение собственного брэнда.

Основная часть небольших лакокрасочных предприятий не имеет собственных лаковаренного производства. В связи с этим им приходится закупать полуфабрикатные лаки. В разгар сезона 2004 года в России наблюдался их дефицит. Осознавая проблему с приобретением полуфабрикатного лака, на "Невских красках" в 2004 году была запущена установка по его производству, что позволило не только удовлетворить собственные потребности, но и реализовать излишки.

В 2004 году отпускная цена на лакокрасочные материалы поднималась дважды. В начале сезона и в середине, что полностью соответствовало тенденции прошлых лет.

В 2005 году, из-за роста цены на сырье и тару, большинство предприятий было вынуждено поднять отпускную цену еще до начала сезона. В среднем отпускная цена на продукцию в 2005 году уже поднялась на 3 - 7%. На данный момент прежняя цена сохранилась, в основном, у производителей, производящих продукцию на импортном сырье.
В таблице 12 представлены текущие цены на некоторые из основных видов ЛКМ среднего ценового сегмента в зависимости от региона реализации, изготовленные в соответствии с ГОСТами. Цена продукции, выпущенной по ТУ заводов-изготовителей, значительно ниже (например, ПФ-115 (белая) 30,0 - 35,0 рублей за килограмм; грунтовка ГФ-021 21,0 - 24,5 рублей за килограмм).

Таблица 12. Средняя цена на основные виды ЛКМ в России (рублей за килограмм)

Наименование ЛКМ


Центральный регион


Северо- Западный регион


Юг России


Поволжье


Сибирь

ПФ-115 белая


42,0 - 47,0


44,0-48,2


44,5 -49,0


46,0 - 49,0


47,0 - 51,2

НЦ-218


42,0 - 48,5


43,5-46,9


44,0 - 48,0


44,5 -49,0


48,0 - 52,0

ГФ-021


26,9-28,4


30-32,0


33,0 - 37,0


34,0 -37,0


36,0 - 37,9

* цена указана для ЛКМ промышленной фасовки с учетом НДС и тары при закупке партии до 3 тонн



Стоимость одного вида ЛКМ (при условии одинаковой расфасовки) у различных производителей, в зависимости от ценового сегмента, отличается на 13-15%.

В зависимости от применяемых в производстве сырьевых компонентов стоимость продукции колеблется от 20 до 30%.

Отпускная цена на ЛКМ у заводов-производителей и их дистрибьюторов одинаковая. Для предотвращения перетяжки продукции из региона в регион основные производители ЛКМ вводят единую цену для всех дистрибьюторов, а чтобы заинтересовать торговых представителей, вводятся бонусно-премиальные системы поощрения.

К началу сезона большинство производителей планирует еще раз поднять отпускную стоимость. Предполагаемое увеличение составит 10 - 12%. Однако, торговые представители считают, что этот факт не скажется существенно на изменении спроса.

В связи с ростом цен на сырье, энергоносители, тару для расфасовки ЛКМ и увеличение транспортных расходов, в 2005 году можно ожидать значительного сокращения объемов производства на небольших предприятиях, чья продукция не распространяется за пределами области, в которой производится.

Благодаря тому, что российский рынок ЛМК строительного назначения насыщен продукцией различных ценовых сегментов, а в одном сегменте присутствует продукция многих производителей, на выбор потребителя оказывает большое влияние мнение продавца. В рамках маркетинговых программ, разработанных крупными производителями лакокрасочных материалов, предусмотрены различные промоакции, направленные на конечного реализатора продукции.
В сложившейся ситуации, по прогнозу "Хим-Курьера", наиболее успешными будут предприятия-изготовители, ведущие активную маркетинговую политику, производящие продукцию под позитивно зарекомендовавшими себя, узнаваемыми брэндами.

Украина

На протяжении нескольких лет украинский рынок лакокрасочных материалов считается одним из наиболее динамично развивающихся в мире.

По оценке "Хим-Курьера", в 2004 году произошли следующие изменения в структуре рынка ЛКМ Украины. Объем производства составил 240 тыс. тонн, что превосходит показатель 2003 года на 9,09%. Объем импорта увеличился на 38,84%, таким образом, его доля в видимом потреблении составила 18,02%, что превышает долю 2003 года на 22,83%. Объем экспортных поставок остается незначительным, хотя, по сравнению с 2003 годом, увеличился на 19,82%. Однако из-за увеличения объема производства доля экспорта в производстве увеличилась всего на 9,81%.

Развитие внутреннего рынка Украины происходит по аналогии с мировым. Пока еще на рынке лакокрасочных материалов в Украине преобладает продукция, основой которой являются органические растворители. Присутствие водных ЛКМ на внутреннем рынке Украины становится все ощутимее, в 2004 году доля водных материалов в украинском производстве составила 22%, что превысило долю 2003 года на 2%.

Ассортимент алкидных ЛКМ в 2004 году не изменился. В его основе глифталевые (ГФ-230) и пентафталевые (ПФ-266, ПФ-2134, ЭПФ-1217) эмали. Наиболее широкое распространение в строительстве при ремонтных и отделочных работах получила эмаль ПФ-115. В настоящий момент производители расширяют, в первую очередь, не ассортимент выпускаемой продукции, а цветовую линейку уже освоенных в производство ЛКМ.

Основная доля лакокрасочных материалов на внутреннем рынке Украины приходится на ремонтно-строительные лакокрасочные материалы. В первую очередь это связано с тем, что на первое место по потреблению вышли строительные компании и простые потребители, а потребность в специализированных ЛКМ удовлетворяется в первую очередь за счет импорта.

Практически все производители производят продукцию в нескольких ценовых сегментах. На рынок поступают как качественные ЛКМ по соответствующей цене, так и более дешевые лакокрасочные материалы, произведенные на основе менее дорогих и менее качественных компонентов. Большинство производителей продолжают выпускать продукцию дешевого сегмента, снижая себестоимость продукции за счет упрощения рецептур. В первую очередь это вызвано тем, что низкая цена является решающим фактором у конечных потребителей ЛКМ. Основные потребителей лакокрасочной продукции в Украине условно подразделяются на несколько групп. Это строительные компании, строительные фирмы, ремонтно-строительные бригады и частные лица.

В 2004 году, с ростом благосостояния населения, значительно возрос спрос на качественную продукцию, а ценовой показатель, хотя еще являлся решающим, постепенно утрачивает свою доминирующую роль.

В 2004 году практически все ведущие украинские производители завершили формирование дистрибьюторских сетей. Благодаря развитию дистрибьюции, на внутреннем рынке Украины произошло значительное сокращение доли контрфактной продукции.

В некоторых областях Украины концентрация крупных торговых представителей различных производителей очень высокая. К таким областям относятся Днепропетровская, Киевская и некоторые другие. В них наблюдается жесткая конкуренция между торговыми представителями. Для увеличения объемов реализации продукции в своем регионе представители торговых компаний не только сотрудничают с несколькими производителями, но предоставляют сервисные услуги конечным покупателям.

В Украине прослеживается региональная зависимость потребления продукции того или иного ценового сегмента. Уровень потребления продукции среднего ценового сегмента равномерно распределяется по всей территории Украины. В западных областях наибольшим спросом пользуется продукция высокого ценового сегмента, а в восточном - низкого.

На протяжении сезона 2004 года происходило четкое разграничение продукции по регионам. На региональных рынках сохранилась тенденция снижения доли ЛКМ, произведенных в других регионах, в первую очередь из-за того, что стало ощутимо присутствие мелких региональных производителей, хорошо осведомленных о потребностях своего региона и знающих на какой сегмент рынка необходимо делать упор. Свое присутствие на рынке Украины в целом могут обозначить лишь крупные предприятия, такие как ООО "ЗИП", Днепропетровский ЛКЗ, "Снежка-Украина", ЗАО "Лакма" и некоторые другие.

Одним из основных событий в 2004 году для украинского рынка стало образование концерна "Эмпилс". В состав концерна вошли ростовский "Эмпилс" и одесский "Элакс". До того, как на "Элаксе" стали производить продукцию под "раскрученной" торговой маркой "Эмпилса" - "Расцвет", присутствие на украинском рынке продукции "Элакса" было минимальным. С приходом в Украину "Эмпилса" объем производства на "Элаксе" увеличился в 167 раз, по сравнению с 2003 годом, причем, следует отметить, что продукция стала выпускаться с октября 2004 года. Руководство концерна начало свою деятельность с организации дистрибьюторской сети. Чтобы дополнительно заинтересовать дистрибьюторов в продвижении продукции "Эмпилса", руководство компании предусмотрело бонусную схему сотрудничества, в которой размер бонуса зависел от объема реализованного товара. В целях привлечения максимального количества потребителей к новой торговой марке, появившейся на рынке Украины, "Эмпилс" сдерживал рост цен на свою продукцию на украинском рынке, несмотря на то, что в России цена на продукцию завода уже поднялась. В 2005 году "Эмпилс" намерен построить в Одессе цех-эмалей-2 (по дежевой технологии), цех водных красок, а объем выпуска продукции увеличить до 12 тыс. тонн. Столь значительного увеличения объемов реализации руководство концерна планирует достигнуть благодаря гибкой маркетинговой политике.

Украинский рынок лакокрасочных материалов характеризуется низкой маркетинговой активностью основных производителей. Большинство производителей недооценивают влияние маркетинговых программ на продвижение товара к конечному потребителю.

С каждым годом в Украине количество предприятий, построенных на средства крупных зарубежных производителей, увеличивается. В основном на этих предприятиях производят продукцию под брэндами этих компаний. Быстрые темпы роста объемов производства на таких предприятиях демонстрируют украинским производителям необходимость "раскрутки" собственного брэнда. Большинство украинских потребителей недостаточно осведомлены об украинских производителях ЛКМ.

Как и в России, в Украине не все предприятия имеют полный цикл производства лакокрасочных материалов. Однако, даже в сезон дефицита полуфабрикатных лаков не существует, так как в Украине предприятия, производящие лаки, представлены широко. При этом, большинство производителей, не имеющих собственного лаковаренного производства, предпочитают закупать лаки в России и в Беларуси, в первую очередь из-за того, что на территории этих государств эта продукция дешевле, чем в Украине.

В 2005 годом производители лакокрасочных материалов столкнулись с постоянно растущими ценами на сырьевые компоненты и упаковочные материалы.

В связи с этим с начала года цена на продукцию поднялась на 8-10%. Если учесть, что сезон еще не начался и существенных проблем с сырьем пока нет, то такая ситуация не является типичной для украинского рынка. Уже сейчас многие производители считают, что цена на продукцию занижена. В то же время, из-за высокой конкуренции на внутреннем рынке и демпинговой политики, проводимой частью производителей, поднять цену до прежнего уровня рентабельности пока невозможно.

На цену ЛКМ влияют: торговая марка, под которой произведена продукция, химическая основа и тип связующего и наполнителя.

Часть украинских производителей стремится к тому, чтобы их продукция соответствовала ценам предприятий, производящих аналогичную продукцию, с теми же качественными характеристиками. Однако, такие производители не занижают стоимость собственной продукции, а регулируют ее за счет рентабельности собственного производства.

Благодаря развитию дистрибьюторских сетей и фиксированной отпускной цене для своих дистрибьюторов, цена на ЛКМ в Украине выровнялась. Цена завода-производителя соответствует ценам дистрибьюторов. Таким образом, цена на продукцию в Украине в одном ценовом сегменте практически сравнялась.

Из-за практически равной стоимости ЛКМ в 2005 году большое значение в продвижении продукции потребителям будет оказывать брэнд.
В таблице 14 приведены текущие цены на лакокрасочную продукцию производителей ЛКМ, присутствие которых наблюдается практически во всех областях Украины.

Таблица 14. Цена на основные виды ЛКМ некоторых предприятий - изготовителей в гривнах за 1 килограмм*








ДЛКЗ


Лакма


Эмпилс "Расцвет"


ЗИП


Снежка-Украина


Спектр

ПФ-115 белая


7,85


7,98


6,52


7,44





7,3

ГФ-021 красно-коричневая


6,53


6,47





6,48





7,4

КР. ВД-ВА-224 БЕЛАЯ


4,15


4,12


6,88





5,49




ЭМАЛЬ ПФ-266 желто-коричнев.


6,88


7,18


7,01


6,8





6,5

ВД-АК потолочная









4,23


2,74


















*Данные представлены для закупки до 5000 грн с учетом мелкой тары и НДС для фасовки до 1кг


Вероятнее всего, с началом сезона 2005 года будет ощущаться дефицит сырья для производимых в Украине ПФ-красок. Этот дефицит будет вызван тем, что производители основную часть сырья экспортируют и, таким образом, ограничивают внутренний рынок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лакокрасочное производство в России и в Украине является очень перспективной отраслью химической промышленности. Несмотря на целый ряд трудностей, она имеет все предпосылки для роста объемов производства.

Одной из основных проблем лакокрасочной промышленности является проблема недостатка экономической и правовой информации. Данная информация необходима для адекватной оценки рынка, прогнозов его развития, планирования собственной деятельности.

Доля импортных лакокрасочных материалов на внутренних рынках стран остается достаточно высокой. Конкуренция с импортными ЛКМ наблюдается в верхнем ценовом сегменте.

Практически все крупные производители в 2005 году стали производить продукцию в трех ценовых сегментах, что позволяет им конкурировать с небольшими региональными производителями.

Большую часть от объемов производства занимают лакокрасочные материалы строительного и бытового назначения и, ведущие заводы-изготовители, благодаря продуманной маркетинговой политике, начали постепенно вытеснять импортные материалы с данного сегмента рынка. Для улучшения эстетического вида выпускаемых ЛКМ многие предприятия начали применять современные виды упаковочных материалов.

Благодаря введению в лакокрасочную промышленность стандартов ISO 9001-2000, а также развитию дистрибьюторских сетей постепенно уменьшается количество мелких "бодяжников", что приводит к сокращению доли фальсифицированной продукции.

Из-за высокой конкуренции наибольшим спросом у потребителей будет пользоваться продукция под известными брэндами.

Вероятнее всего, в 2005 году на рынке России сохранятся основные тенденции сезона 2004 года.

Из-за роста цен на сырье, энергоносители небольшая доля мелких производителей, которые не имеют достаточного капитала, сократится.

В 2005 году на локальных рынках России станет шире представлена продукция небольших предприятий, которые ориентированы на выпуск ЛКМ среднего и низкого ценового сегментов, ведущих гибкую маркетинговую политику и следящих за потребностями рынка.

С приходом на украинский рынок "Эмпилса", как украинского производителя, в 2005 году стоит ожидать перераспределения долей рынка, свою долю рынка смогут сохранить и увеличить те предприятия, которые за годы своей работы завоевали доверие потребителей, а основные объемы продукции ориентированы на средний ценовой сегмент.

Особых изменений в спросе на какой-либо вид продукции не предвидится.
Стоимость на основные виды лакокрасочных материалов к началу сезона увеличится на 7-10%.

Комментариев нет: