понедельник, 14 июня 2010 г.

Лакировка изделий из пластики

Лакировка изделий из пластики — достаточно обширная и неоднозначная тема. Ну, во-первых, вы можете и вовсе не лакировать свои украшения, при достаточно качественной шлифовке и полировке. Во-вторых, некоторые изделия в силу эстетической привлекательности и не нужно покрывать лаком. Но при этом все же учитывайте, что белые и светлые изделия, не покрытые лаком, будут очень сильно загрязняться при носке.
И все же большинство мастеров предпочитают лакировку. Это защищает украшения от истирания, мелких царапин, защищает от воздействия внешней среды, придает дополнительную прочность и долговечность, а также улучшает внешний вид изделия, – придает блеск или матовость в зависимости от выбора лака.

«Лак — жидкость, способная давать прозрачную, блестящую плёнку после высыхания в тонком слое.

Лаки представляют собой растворы твёрдых веществ в жидкостях, способных или испаряться, или высыхать; твёрдые вещества — различные смолы, а жидкостями-растворителями служат этиловый (винный) и метиловый (древесный) спирты, эфирные и растительные высыхающие масла. Смоляной раствор, наложенный на лакируемую поверхность, высыхает, оставляя тонкую, прозрачную и блестящую плёнку (в практике называемую лакировкой), свойства и качества которой определяют достоинства взятого лака.

На иностранных языках слова фр. laque, нем. lасk означают краску, получаемую осаждением органических красочных пигментов металлическими солями. Такие краски по-русски называются баканами, а русское слово «лак», как обозначение жидкости с указанными выше свойствами, в западной Европе переводится словами англ. varnish, Firniss, фр. vernis.» (Выдержка из статьи на Википедии)

Выбор лака. Лаки фирм-производителей пластики.
К сожалению, выбор лака, а также поиск выбранной марки — процесс достаточно трудоемкий и недешевый.
Начать с того, что мнения полимерщиков по поводу лака делятся на два противоположных лагеря: одни предпочитают работать только со специализированными лаками фирм-производителей пластики; вторые готовы опробовать лаки, применяемые для декупажа, мебели, паркета и полов, автомобильные, яхтные лаки, лак для дерева и ассортимент, предлагаемый художественными и канцелярскими магазинами.
Но даже если вы не готовы экспериментировать, а предпочтете приобрести специализированный лак, предназначенный для использования на пластике, будьте готовы к тому, что ваш выбор вполне может вас разочаровать. К сожалению, в настоящий момент дело на рынке «пластиковых» лаков обстоит таким образом, что нельзя утверждать, что какой-то один (или несколько) лаков идеально вам подойдут, и вы купите то, что вам подходит. Практика показывает, что один и тот же лак ведет себя по-разному на разных изделиях, у разных мастеров. Так что, в любом случае, я думаю, вам придется пойти на некоторый эксперимент.
На своем опыте могу сказать, что был один лак, который лично меня устраивал по всем позициям, это лак Фимо на минеральной основе. Почему был? Потому что производитель лака — фирма Eberhard Faber, прекратила его выпуск. Есть у этой фирмы и другой лак, но он на водной основе, а результат лакировки этим лаком меня вовсе даже не радует. Покрытие получается непрочное, на ощупь напоминает резину, а при малейшем повреждении – легко снимается с поверхности. Акриловый лак дает небольшую желтизну на белых и светлых изделиях.

d184d0b8d0bcd0be

Есть хорошие лаки Студио от фирмы POLYFORM PRODUCTS CO., но по отзывам, к нему нужно приноровиться, и в разных ситуациях он может повести себя по-разному. Основным преимуществом лаков Студио является возможность наносить его на изделие до запекания. Т.е. он спокойно переносит температуру запекания пластика. Сама я этими лаками не пользовалась, так что если вы заинтересовались, могу только посоветовать прочитать отзывы:
Мнение о Студио от Татьяны «Gekata_ru»
Еще раз Татьяна «Gekata_ru» – о матовом Студио
Опыт «musen» со Студио глянцевым.

d181d182d183d0b4d0b8d0be
Делая выводы из того материала, что я читала о лаках Студио, могу изложить основные их недостатки:
- лак сильно пенится, оставляет пузырьки на поверхности, поэтому лакировать нужно очень аккуратно и медленно,
- очень жидкий, оставляет супер-тонкий слой, поэтому если вы хотите добиться «стеклянного» эффекта, то надо положить очень много слоев лака,
- липнет к зубочисткам, т.е. сцепление с деревом сильнее, чем с пластикой, как следствие, при попытке вынуть зубочистку, она может отколоться (сломаться) или повредится слой лака вокруг зубочистки.
Тем не менее, многие мастера с успехом применяют лаки Студио, и остаются ими весьма довольны.

Например, мнение Елены «shimshoni»:
«Могу написать свои ощущения. Работаю сейчас только с ним, он и  матовый, и глянцевый лак.
Ложится он ровно, без пузырей. Просто не надо взбалтывать баночку!! Надо размешать его немного кисточкой перед нанесением, и можно пользоваться.
Кому хочется сэкономить, рекомендую покупать только матовый. Потому что, если его не помешать, то он будет почти глянцевый. Очень приятный неяркий глянец такой дает. Матовый Студио жидкий.
Глянцевый Студио погуще, ложится толстым слоем. Высыхает отличным ярким глянцем.
Для лучшего результата первый слой любого лака надо наносить очень тонко, потом добавлять еще два.

Для того, чтобы зубочистка не прилипала – не надо ее мазать лаком!;) И подтирать сползающие капельки, если очень много лака нанесли. Вообще любого лака лучше меньше нанести чем больше, чтоб капли не вытирать. А допокрывать следующим слоем можно.

Студио я полюбила больше, чем Future Polish, который на круглые бусины наносится прекрасно, а вот на плоские изделия плохо ложится, часто с пузырями. Студио мне ни разу не дал пузырей ни на плоских, ни на круглых бусинах.»

И еще дополнения от Полины «beauty_spot»:

Расскажу и свои впечатления о Studio.
Глянцевый лак
У меня он пузырился. Какая бы не была кисть, даже если не болтать и не дышать на него вообще. С мелкими изделиями было проще, зато вот с крупными, например портсигарами, покрыть гладко было просто нереально. Все было зашлифовано, отполировано и обезжирено.
Зато он идеально подходил для лакировки бусин, т.е. тот метод, где кисть не участвует. Два слоя – и все блестит, как стеклышко. Зубочистки я обычно в лак не окунаю, поэтому не знаю, на счет прилипания:)
Толстый слой наносить нельзя. Особенно если банка свежая. При высыхании толстых слоев бывало, что он давал трещины. К сожалению нет фото, чтобы продемонстрировать. Также, если нанести толстый слой неравномерно, то так у Вас все и высохнет:) Т.е. если в каком-то месте слой лака был немного толще, чем в других, это будет заметно на высохшем изделии – будет казаться, что есть дополнительное наслоение. Опять же, это принципиально в крупных изделиях – в маленьких не так критично.

Матовый Studio
В итоге я им пользовалась, как глянцевым:) Только больше слоев, зато наносится он легче, чем глянцевый. Случаев с растрескиванием у меня не было. Но и идеальной глянцевости все равно он не дает.

Словом, Студио – это лак который абсолютно не умеет разравниваться. Пузырьки не лопаются, слой неравномерный – как Вы его нанесли, так он и будет выглядеть. Если у поверхности были какие-то недостатки, то он их не скроет, а подчеркнет. Часто после лакировки я замечала изъяны в изделиях, хотя в непокрытом состоянии они были незаметны. Матовый лак более износостойкий, нежели глянцевый. При усиленной носке (опять речь о портсигарах, которые по всем карманам болтаются и вечно падают) глянцевый лак часто давал надколы. Имеенно лак, а не вместе с пластикой.
По поводу нанесения на горячие изделия. Здесь нужно быть очень осторожным, так как лак высыхает очень быстро, практически моментально, и есть вариант, что Вы просто не успеете нанести полный слой лака на все изделие. Тогда будут заметны места «стыка» лака уже высохшего и того, что был нанесен незначительно позже.

И еще добавлю к видам лаков. Специально для пластики есть еще глянцевый лак Schmuck-Lack от Viva Decor (Германия). На водной основе. Искать его стоит в тех местах, где продается пластика Pardo, тоже от Viva Decor.
У нас в Киеве это магазин «Лавка Художника», т.е. он может быть во всех магазинах «Черной речки».
Вот такой:

d0b2d0b8d0b2d0b0
На этикетке написано, что предназначен специально для лакировки бижутерии из полимерной глины.
Он более густой, чем студио, к зубочискам прилипает очень сильно (именно после этого лака, я перестала их окунать в лак вообще:) Дает плотную глянцевую пленку. Не лущится, не снимается – вообще он более устойчив, чем студио, на мой взгляд.
Мне лично, он практически во всем нравится больше – значительно менее пузырится и легче наносится. Есть только один нюанс: мне он пахнет тухлой рыбой:) Но, по-моему, это только мне так кажется и к запаху быстро привыкаешь) Я уже около 4 месяцев им пользуюсь и пока все устраивает.
Кстати, тоже с ним запекала, и все было хорошо.

Подбор лака, не предназначенного для пластики.
А теперь давайте поговорим о случаях, когда вы не покупаете специализированный лак, предназначенный для пластики, а путем проб и ошибок подбираете какой-либо другой лак, для пластики вовсе изначально не предназначенный.

Начнем с того, какие лаки не нужно использовать для покрытия пластики.
1. Лак для ногтей. Хотя лаком для ногтей часто пользуются новички, – в силу того, что нужный лак еще не найден, а попробовать завершить готовое изделие уже очень хочется, – все же постарайтесь набраться терпения. Даже если вы приобретете такие лаки для ногтей, которые очень хорошо ложаться на пластику (по отзывам), но дорого стОят. Простая логика – как быстро «облезает» у вас на ногтях лак? Пусть даже дорогой и качественный. Да и не в скорости даже дело, а в том, что «облезает». Вот так же и на пластике будет. Не предназначен лак для ногтей быть долговечным. Плюс к тому, через некоторое время такой лак вполне может пожелтеть или начать липнуть. Поверьте мнению опытных мастеров, и никогда не покрывайте свои изделия лаком для ногтей.

2. Акриловые лаки для художественных работ. Такие лаки вы можете встретить в художественных и канцелярских магазинах. Причем продавец-консультант может сказать вам, что такой лак отлично подойдет для пластики. Не верьте. Такие лаки в большинстве своем, вовсе не высохнут на вашем пластиковом изделии. А если высохнут, бусина, возможно, будет липкой или станет таковой со временем.

3. Часто встречала в сети совет не использовать для пластики так же лаки на спиртовой основе (или альдегидные). Поисковики не выдают информацию по альдегидным лакам, говорят, есть только феноло-альдегидные. К сожалению, в химии я не сильна, поэтому разобраться, что же именно в составе этих лаков может навредить пластике, не смогла. Единственными недостатками таких лаков посчитала их непрочность и способность темнеть на свету, что само по себе уже указывает на неприменимость для пластиковых украшений. Вот описание из Болшой Советской Энциклопедии, если кто-нибудь из читателей сможет что-то пояснить по поводу феноло-альдегидных лаков, буду весьма признательна.
____________

Теперь о том, какие же лаки нужно покупать.
Лучше всего в строительном магазине спросить лак для мебели, а лучше для паркета акриловый полиуретановый (акрил-полиуретановый) на водной основе. Посмотрите обязательно, чтобы в его составе не было латекса – он не дружит с пластикой. Кроме того, обратите внимание, чтобы в составе присутствовал фильтр УФ-лучей, – тогда ваш лак не пожелтеет со временем.
Будьте готовы, что продавцы строительных магазинов даже не слышали ни о каких акрил-полиуретановых лаках, и даже скажут вам, что таких лаков в природе не существует. Не расстраивайтесь, и идите в другой магазин. Эти продавцы используют русскую систему классификации лаков, в которой нет акрил-полиуретановых или полиуретоново-акриловых. Химическую русскую классификацию основ для лаков можно посмотреть тут, а иностранную классификацию – тут.
Попробуйте сделать заказ на нужный вам лак в каком-нибудь крупном магазине. Помните, на поиск «своего» лака часто уходит куча нервов, денег, сил и времени. Терпения и удачи вам в этом.

Существует множество лаков, и еще больше мнений по поводу их совместимости с пластикой. Я прочитала много противоречивой информации по этой теме, и могу сказать, что невероятно запуталась, поскольку один и тот же лак зачастую имел абсолютно противоположные отзывы. Поэтому я перечислю только те лаки, которые были испытаны мастерицами-полимерщицами в деле, и которые получили большинство положительных откликов.

1. Фирма Varathane. Лак VARATHANE CRYSTAL CLEAR WATERBONE DIAMOND WOOD FINISH. Этот лак считается одним из лучших, проверен поколениями иностранных мастеров. Только не перепутайте – название должно быть именно таким – слово в слово, потому что у фирмы Varathane есть множество других лаков, легко запутаться. Я в свое время, за неимением лучшего, покупала лак этой фирмы на масляной основе – мне он не подошел. Мои заметки по этому поводу здесь..
Характеристики: Водная основа; три разновидности блеска: глянцевый, матовый, полуматовый; время высыхания от производителя – 1 час «на отлип».
Из описания: «Лаковое покрытие для деревянных поверхностей интерьера на водной основе с алмазным блеском Придает деревянной мебели и предметам интерьера красивый блеск на долгие годы, предохраняя от изнашивания. Преимущества: бесцветное, не придающее желтизны, с минимальным запахом, водостойкая.»

d0b2d0b0d180d0b0d182d0b0d0bd

2. Фирма S. C. Johnson Company. Лак FUTURE FLOOR FINISH. Был переименован в Pledge® with Future® Shine
d184d18cd18ed187d0b5d184d0bbd0bed180d184d0b8d0bdd0b8d188 d184d18cd18ed187d0b5d184d0bbd0bed180d184d0b8d0bdd0b8d1882-d0bfd0b5d180d0b5d0b8d0bcd0b5d0bdd0bed0b2d0b0d0bdd0bdd18bd0b9

Лак такого же уровня, что и в пункте 1. В разных странах известен под разными брендами: «Parket Plus», «Klear», «Krystal Klear» или «Johnson’s One and All», «Klir». Вот здесь информация по лакам и его аналогам на английском, но если пойдете по линку «Future in Russia», то можно прочитать информацию и на русском. Говорят, этот лак купить в России еще сложнее, чем Варатан, поэтому посмотрите, кому интересно, на том же сайте есть форма для заказа через интернет из России, с предварительной оплатой WM или ЯndexMoney.
Характеристики: основа водная, акриловый лак. Высыхание «на отлип» 20-30 минут. Между слоями рекомендуется выдержать 8 часов.

3. Фирма Sherwin Williams, лак Wood Classics® Waterborne Polyurethane Varnish. Сайт производителя этого лака.
Характеристики: водорастворимый, основа полиуретановая, слой высыхает за 2 часа, можно положить много слоев, и тогда будет практически стеклянный эффект. Полное высыхание от 18 до 24 часов.

d188d0b5d180d0b2d0b82

4. Фирма Dufa Meffert AG, Германия, лак AQUA – PARKETTLACK. Бесцветный (прозрачный), образующий глянцевое или полуглянцевое покрытие. Русский сайт производителя.
Характеристики: высыхание – для нанесения следующего слоя – 1 ч. при температуре от +15 до +25 С. Водорастворимый. 24 месяца хранения.

d0b4d18ed184d0b02

5. Фирма Dulux, лак DIAMOND LAKIER PARKIETOWY – акрил-уретановое финишное покрытие для пола. Высыхание для нанесения следующего слоя – 2 часа. Бывает глянцевый и полуматовый. Вот здесь поподробней об этом лаке, но на польском.

Украшения своими руками

6. БонаТек Мега – паркетный лак, полиуретановый, на водной основе. Очень хвалит этот лак «marina-kotliar». Сохнет быстро, но полностью высыхает через сутки. Жидкий, удобно его использовать для лакировки окунанием.

d0b1d0b0d0bdd0b0d182d0b5d0bad0bcd0b5d0b3d0b0

7. Производитель AN Synteko, Швеция, лак SADOLIN SYNTEKO PRO 20 (полуматовый), SADOLIN SYNTEKO PRO 90 (глянцевый) – встречала в сети только положительные отзывы по этому лаку.
Из описания: «Synteko Pro 1602/03 — однокомпонентные водорастворимые полиуретаново-акриловые лаки, обеспечивающие качественный внешний вид и высокую прочность. Используются на паркетных и деревянных полах в гостиных, спальнях, кухнях, прихожих, на лестницах. Можно использовать и на необработанной пробке и прочих деревянных изделиях. Технические данные: связующее вещество полиуретаново-акриловый лак.»

d181d0b0d0b4d0bed0bbd0b8d0bd2

8. Фирма Тиккурила.
Лак ASSA и лак KIVA – акрилатный лак на полиуретановой основе. Не желтеет.
Обратите внимание, что Тиккурила Ясся бывает двух типов – ПанелиЯсся (красная этикетка) и ПаркеттиЯсся (зеленая этикетка), так вот для пластики нужен тот, что ПаркеттиЯсся.
d182d0b8d0bad0bad183d180d0b8d0bbd0b0d18fd181d18f d182d0b8d0bad0bad183d180d0b8d0bbd0b0d0bad0b8d0b2d0b0

Лак УНИКА супер – уретано-алкидный, не желтеет, снимается уайт-спиритом.
Мнение Саши «alvalin» о ТиккурилеУникаСупер (отсюда) : «Мой алкидно-полиуретановый лак, тиккурила прошел 8 месячную проверку! Не липнет, не отслаивается и вообще ведет себя прилично :) Он ниже по цене чем акрил-полиутретановый, и продается в небольших банках, а также дает ровную стеклянную поверхность, т.е. очень сильно блестит. Из минусов – желтит белые бусины и сохнет часов 5, и кисточки отмывать трудно, ибо на уайт-спирите замешан.»

d182d0b8d0bad0bad183d180d0b8d0bbd0b0d183d0bdd0b8d0bad0b0d181d183d0bfd0b5d180

9. Автомобильный лак MOTIP (спрей) – мои наблюдения по этому лаку можно почитать здесь и здесь.
Из описания: «Высококачественный акриловый лак. Применяется для покрытия красок с металлик-эффектом и т.п., для создания защитного слоя на любых окрашенных поверхностях. Обладает великолепным блеском, долговечностью, а также повышенной устойчивостью к влиянию атмосферных и механических воздействий, агрессивных сред.»

d0bcd0bed182d0b8d0bf

10. Лак производства «Ярославские краски» ПФ 283(пентафталевый) по дереву и металлу, высокоглянцевый, алкидный. Состав: алкидная смола, растворители, сиккатив. Высыхание каждого слоя 36 часов.
Я сама какое-то время применяла этот лак. Дает красивое глянцевое покрытие, прочное. Недостатки: очень долго сохнет – 1 слой 36 часов, и потом еще долгое время бусины на ощупь кажутся немного непросохшими; при нанесении дает пену, желтит белые и светлые цвета, имеет сильный резкий запах.

d18fd180d0bed181d0bbd0b0d0b2d181d0bad0b8d0b9

11.Фирма MAIMERI (Италия), лак «IDEA» Decoupage. Стекловидный покрывной лак на водной основе для декупажа.
Из описания: «Образует стойкую к царапинам, абразивному износу и внешним воздействиям стекловидную пленку. Легок в применении. Прекрасно защищает и придает исключительную водостойкость декорированной поверхности.Для наилучшего результата наносят в несколько тонких слоев с промежуточной сушкой. После высыхания образует кристально прозрачную и бесцветную пленку с `влажным` стекловидным блеском. не оставляет следов от кисти. Необратим.»

d0b8d0b4d0b5d18fd0bcd0b0d180d0bcd0b5d180d0b8

12. Фирма DARWI, Бельгия, лак DARWI VERNIS – прозрачный лак, на минеральной основе. В описании на сайтах магазинов, продающих этот лак, сказано, что он подходит для любых поверхностей, а также для изделий «собственного производства, например Fimo«. Растворитель – спирт. Достаточно популярен на сегодняшний день в «полимерном» мире, многие его называют вполне достойным заменителем минерального Фимо. Здесь небольшое обсуждение.
И небольшое «но» от «grgalina»: он не обладает достаточной пластичностью, т.е. на очень тонких деталях, если их слегка посгибать, лак трескается в мелкую-мелкую сеточку.

d0b4d0b0d180d0b2d0b8d0b2d0b5d180d0bdd0b8d181

13. Голландская фирма Decorfin,Talens Медиум для стекла (Glass Medium).Сайт производителя.
«Время высыхания до первого контакта-на баночке написано 4 часа.На самом деле немного больше.Где-то часов 6-8.Ну и полное высыхание-сутки.
Бусины покрытые медиумом мне понравились больше всего.
Они самые блестящие.Ну и вообще,как стеклянные.» – мнение «bopoha», взято отсюда.

d0bcd0b5d0b4d0b8d183d0bc

14. Аква-лак паркетный «ПОЛИ-Р»: глянцевый, шелковисто-матовый. Основа: Акрилово-уретановый сополимер.
Однокомпонентные водоразбавляемые быстровысыхающие бесцветные лаки для внутренних работ. Применяют для защитно-декоративного покрытия паркета с нормальной эксплуатационной нагрузкой, а также для обработки мебели и других изделий из древесины.
После высыхания лаки образуют твердую прозрачную пленку, стойкую к периодическому воздействию воды и отличающуюся высокой износоустойчивостью. Высыхает «на отлип» 20-30 минут, между слоями нужно выдержать 4-6 часов, полное высыхание 12-14 часов.

«Есть твердые лаки ,например Poly-R, с жирафом на зеленом фоне – вот у него твердая поверхность, я ее даже полировала мелкой шкуркой, потом снова лак , потом снова полировка. Слой – идеальный , стеклянный, твердый . НО! при ударе или последующем сверлении может давать сколы – было и такое. Вы правы, действительно, он желтит, и чем больше слоев – тем сильнее. Для белых и голубых вещей не годится.Зато для остальных (черно-корчнево-красно-желтых ) – хорош. Главное не ошибиться – жирафа должна быть именно на ЗЕЛЕНОМ фоне. Это лак для паркета акриловый на водной основе. И не верьте продавцам , что такого не бывает. Я лично использовала целую банку, купила бы и еще, но у нас в Москве он бесследно исчез. Особенно мне понравилось то, что его можно шлифовать и снова наносить. Слой получается очень красивый» – мнение от «tavostia»

d0bfd0bed0bbd0b8-d180

15. Дополнения от Ларисы «_ea_»:
Лак PearlEx Varnish от Jacqard – подходит для тех, кто пользуется пигментами, хорошо удерживает пигменты от расплывания рисунка, можно использовать и как обычный покрывной лак. На водной основе. Можно работать на бумаге, глине, металле, дереве или пластике, легко отчищается водой.

d0bfd0b5d180d0bbd18dd0bad181

Лак Diamongd Glaze от JudiKins – дающий стекловидное покрытие. Имеет возможность смешивания с красками на основе красителей, акварелями, perlex-пигментами и пр. Подробней на английском

d0b4d0b8d0b0d0bcd0bed0bdd0b4d0b3d0bbd18dd0b7

Лак Lisa Pavelka’s Magic Glos UV curing Glaze – по сути смола и застывает толстым стекловидным слоем под ультрафиолетовой лампой. Подробней на английском.

d0bbd0b8d0b7d0b0d0bfd0b0d0b2d0b5d0bbd0bad0b0

Два последних похожи друг на друга, только Лак Павелки позволяет создавать более толстый слой. Они ложатся на любую поверхность – краска, глиттер, эмбоссинг, натуральные цветочки и т.д.

___________

Несколько выводов по поводу лаков.

Лаки на минеральной основе плохо ложатся на влажную поверхность, имеют в большинстве своем сильный резкий запах, зачастую долго сохнут, но при этом создают более крепкое покрытие, чем лаки на водной основе.

Лаки на водной основе почти не имеют запаха, быстрее сохнут (чаще всего), но плохо ложатся на жирную поверхность, случается, что набухают во влажной среде, а покрытие получается эластичным, как-будто резиновым, и при небольшом повреждении слоя может сниматься как пленочка со всей поверхности. Вот здесь описана такая ситуация, для примера. Впрочем, если вы положите очень тонкий слой лака – никаких проблем с ним вы скорее всего, не заметите. Еще нужно не забывать обязательно хорошенько просушивать бусины, покрытые лаком на водной основе. В течение суток, а лучше двух – не трогать и не допускать попадания воды.

У лака на водной основе есть преимущество – если он загустеет, то легко разбавляется водой до нужной консистенции. Вот здесь, например, есть пост о том, как разбавить лак Sculpey Glaze Gloss. Если же загустеет «минеральный» лак, то нужно с большой осторожностью разбавлять его растворителями, т.к. некоторые из них вступают в реакцию с пластикой. Я, к примеру, разбавляла «минеральный» лак Фимо спиртом медицинским. Обязательно прочтите в инструкции к лаку – чем он разводится, а затем попробуйте нанести небольшое количество на ненужный кусочек пластики, и понаблюдайте какое-то время, чтобы не было реакции.
_____________

Примечание: есть еще один вариант лакировки изделий из пластики – это эпоксидка. Но это скорее тема для новой статьи, потому что информации по эпоксидке очень много. Здесь я только скажу, что найти нужную эпоксидку, пожалуй, даже сложнее, чем нужный лак. Но поверхность, покрытая эпоксидкой, получается идеально «стеклянная» и очень прочная. Вот вам для ознакомления небольшой пост про эпоксидку, автор white_fluffy
____________

Способы лакировки изделий из пластики.

Примечание: не забудьте перед лакировкой обезжирить свое изделие из пластики, особенно если собираетесь воспользоваться лаком на водной основе. Для обезжиривания можно промыть бусины в теплой воде с мылом, или протереть поверхность ваткой со спиртом.

1.Лакировка окунанием.
Для этого надеваете бусинку на зубочистку или иглу (спицу), окунаете в лак. Достаете, и какое-то время вращаете зубочистку с бусиной вокруг своей оси, тем самым давая стечь излишкам лака и распределяя лак равномерно по поверхности. Втыкаете зубочистку в поролоновую губку для мытья посуды или скомканную кучкой фольгу. Через несколько минут на бусинке образуется капелька стекшего лака, ее надо снять мягкой кистью.
Но я сама такой способ не люблю и не применяю, т.к. очень сложно мне поймать нужный момент для снятия капли, – если снимешь слишком рано, будет еще образовываться капля (или наплыв); если запоздаешь, то место, где вы сняли каплю, может не заровняться, т.к. лак уже загустел.
Гораздо проще для меня лакировать изделия вторым способом:

2. Лакировка при помощи кисти. Тут все просто. Берете кисточку, и равномерно «прокрашиваете» лаком бусинку. Потом также втыкаете зубочистку с бусиной в губку или фольгу для просушки.
Но немаловажную роль при этом играет выбор кисточки. Для того, чтобы на поверхности изделия не оставались бороздки (дорожки) лака, вам нужно выбрать кисть мягкую. Какую именно? Часто мастера советуют использовать мягкую синтетическую кисть или «белку», «колонок». Кроме этого, можно использовать мягкую кисточку от лака для ногтей.
Замечание: если ваша кисточка пушистая, то внутри ворса находится много воздуха, и из-за этого на лакируемой поверхности могут случиться пузырьки. Для того, чтобы «выгнать» воздух из ворса кисточки, советуют взять немного лака на кисть, и пальцами (не забудьте одеть перчатки) отжимать кисточку какое-то время. Также для того, чтобы внутри ворса не скапливалось много воздуха, советуют приобретать кисточки плоские, а не круглые.

3. Существует и еще один вариант лакировки бусин – он касается случаев, когда у вас лак в аэрозольном баллончике. Поначалу такой способ лакировки может показаться вам неудобным (как было в моем случае), но, немножко попрактиковавшись, вы поймете, что такой способ бывает иногда буквально незаменим, например когда вам нужно покрыть лаком сложную поверхность, с множеством углублений и выступов, или когда вы лакируете прокрашенную или затонированную поверхность и т.д.
Итак, лакировать изделие лаком из аэрозольного баллончика очень просто: надетую на зубочистку бусину медленно вращаете одной рукой, в другой держите баллончик, и распыляете лак на бусину. Если у вас плоское изделие, например, кулон, то можно положить его на пакет или бумагу, опрыскать лаком, дождаться высыхания, перевернуть, и повторить процедуру опрыскивания для изнанки кулона.
От расстояния от баллончика до бусины и от интенсивности струи лака будет зависеть внешний вид вашего покрытия: если держать аэрозоль подальше и распылять лак совсем понемножку, – поверхность получится с матовым тонким покрытием; если держать баллончик поближе и сделать струю лака интенсивной, – получится гладкая глянцевая поверхность. Только не держите аэрозоль вплотную к бусине – тогда напор струи лака получается очень сильный, и на поверхности может образоваться пена с пузырьками воздуха. Какое именно расстояние вам нужно – определите опытным путем, т.к. аэрозольные лаки бывают разные, соответственно и эффекты получаются разные. То, что рассказала я , основано на практике применения автомобильного лака MOTIP.
____________

После того, как ваше изделие высохло окончательно, надо снять его с зубочистки. Снимаем выкручивающим движением, аккуратно, иначе может повредиться слой лака вокруг зубочистки, или сама зубочистка может сломаться, и остаться внутри бусины.
____________

А теперь давайте поговорим о проблемах и трудностях, с которыми вы можете столкнуться в процессе лакировки изделий из пластики.

1. Ваши бусины сразу после лакировки или через какое-то время становятся липкими. Такое может случится даже по прошествии нескольких месяцев, так что лак может считаться «проверенным» по истечении срока не менее шести месяцев.
Причиной липкой поверхности может быть как «неподходящий» лак, так и недопеченная пластика. Т.е. если вы запекали свое изделие недостаточно долго, пластик не полимеризовался, и остатки пластификатора, содержащегося в пластике, вступили в реакцию с лаком. Поэтому первым делом, если вы обнаружили, что ваши бусины стали липкими, можно попробовать запечь их вторично – да-да, вот так, прямо вместе с лаком запечь……при 110-130 градусах минут 10-15. А вот если повторное запекание не помогает, тогда уже придется снять лак с бусины, и лакировать ее другим лаком.

Чтобы снять с изделия лак на водной основе, советуют положить бусину на ночь в воду с лимоном или уксусом, – лак набухнет и потрескается, и вам будет легче его снять. Чтобы снять с изделия минеральный лак, можно воспользоваться растворителем. Внимательно прочитайте в инструкции к лаку, какой растворитель рекомендован производителем. Чаще всего, минеральный лак с бусины снимают спиртом или уайт-спиритом. В любом случае, есть доля риска испортить изделие, т.к. некоторые растворители могут реагировать с пластикой.

Если изделие позволяет (на нем нет рисунка, изображения или сложных рельефов), можно липнущий лак сошлифовать с поверхности при помощи наждачной бумаги. Шкурку лучше взять совсем мелкую (например, 1000-1500), ведь нужно постараться по-возможности не повредить поверхность изделия.

Обратите внимание еще вот на что: чтобы избежать липкости лака после лакировки лучше всего оставить изделие на открытом воздухе на некоторое время. Так как бывают лаки, которые на ощупь вроде бы уже совершенно высохли, а на самом деле он еще не затвердел окончательно. Время высыхания обычно указывается производителем на этикетке, но даже если вы выждали положенный срок, не спешите упаковывать ваши изделия в пакетики и коробочки. Перестрахуйтесь, выждите еще, зато будете твердо уверены в результате.

Еще можно попробовать покрыть бусину другим лаком, прямо поверх липнущего. На просторах Интернета встречала заметки о возможности применения одного лака поверх другого. Мастерицы делились опытом, что так делали, и все в порядке.
Я скажу вам о своем опыте – я покрыла для эксперимента несколько бусин автомобильным лаком Motip поверх старого лака (было несколько вариантов различных лаков)- так вот, на одной из бусин (покрытой Варатаном на масляной основе) два лака вступили в реакцию – поверхность вспенилась и покоробилась. Так что мой вам совет – обязательно поэкспериментируйте на ненужном кусочке пластика, как будут себя вести лаки, нанесенные один на другой.

А иногда бывают ситуации, когда много раз проверенный множеством мастеров лак может дать липкость. Так случилось у Татьяны «gekata_ru» со всем
известным Варатаном. Почитайте комментарии к сообщению по ссылке, если интересно, но основной причиной многие посчитали недопечённость изделия.

2. Недопечённость изделия. Как вы уже поняли из пункта 1, проблема эта очень важная, недопечённость влияет как на прочность самого изделия, так и на прочность лакового покрытия. Определить недопёк очень просто: запеките небольшой кусочек пластики на вашем обычном режиме запекания, и попробуйте сделать в нем отверстие – при помощи иголки, шила или сверла. Если при этом пластика будет крошиться и скалываться небольшими кусочками – ваша пластика недопечена. В этом случае вам нужно повторно запечь изделие.
Температурный режим и время запекания пластики указано на упаковке, у разной пластики – разное, но обычно эта разница не очень большая.
Часто причиной недопечённости может служить то, что ваша духовка (печка) не поддерживает температуру, указанную на шкале регулятора.
Для того, чтобы быть уверенным в температуре, необходимо воспользоваться градусником. Такие градусники бывают специализированные, их выпускают фирмы-производители пластики. Также можно использовать бытовой градусник для духовых шкафов. Встречала еще совет использовать градусник для сауны, но сама такой не использовала.
Замеряя температуру в духовке (печке), обратите внимание на то, что ваши замеры должны быть разнесены во времени, т.е. если вы обычно запекаете пластику 15 минут, то замеры вам нужно делать каждые 5 минут. Это связано с тем, что нагрев в духовке (печке) может меняться. По этому поводу замечательно написала «orangejul» в комментариях к этому посту:

«У меня тоже минипечка есть. Почти ею не пользуюсь – боюсь. А вроде как Делонги. Ожидала от нее лучшего, если честно.
Чуть ниже тут писала в комментах к посту о банном термометре про цифровой мультиметр. У него пределы измерения, кажись, -400 – +1000 градусов. Так что для наших целей пойдет:)))
По его показаниям (потрясающая точность) нагрев в минипечке происходит по синусоиде. Устанавливаем, к примеру, 110 градусов: происходит нагрев до 160-180(!), остывание до 70-80, далее нагрев до 150-160, остывание до 80-90. Итак далее с сужением температурного колебания до интервала в градусов 50. Это я по памяти описываю. Для достижения такого интервала печка должна быть включенной около 40-50 минут. Таким образом достичь постоянной температуры в минипечке не возможно. Или еще как вариант стоять возле этой печки и подкручивать постоянно ручку, что есть очень неудобно)))
К стати, уже после покупки, пошли в магаз и протестили таким образом еще несколько печек. Они все такие. Поэтому и боюсь там печь пластику. Может быть в будущем проведем какой-то апгрейд. Отец рассказывал, что это вроде как возможно.
Для сравнения: в домашней духовке (электро) при установке на 110 градусов т-ра поднимается до 125, а потом снижается и держится в приделах 105-115 градусов. Ощутимая разница, однако. Но домашнюю духовку жалко.»

3. На поверхности образуются разводы и «островки». Чаще всего это означает, что ваш лак загустел, или слишком густой для вашей работы. В этом случае советуют разбавить немного лака, покрыть поверхность один раз этим разбавленным лаком (как бы прогрунтовать), а поверх этого слоя уже лакировать неразбавленным.

4. При попытке снять отлакированное и просушенное изделие с зубочистки, вы обнаруживаете, что зубочистка прилипла к лаковому покрытию. Как исправить? Можно аккуратно лезвием подрезать лак вокруг зубочистки. Можно изделие немножечко нагреть в печке, буквально в течение нескольких минут, – лаковое покрытие станет более эластичным, и вы сможете вынуть зубочистку, не опасаясь сколов и повреждения лакового слоя. Помимо этого можно немного подстраховаться, и во время сушки изделия, когда покрытие уже не липнет, но еще не просохло окончательно (т.е. остается эластичным) провернуть зубочистку внутри изделия, либо немного передвинуть бусину вдоль зубочистки.

5. Лак на бусинах (особенно на белых или светлых) дает желтизну.
Это свойство вашего лака, посмотрите инструкцию производителя на упаковке – присутствуют ли в составе лака УФ-фильтры? – как раз они защищают лаковое покрытие от желтения. Но даже если у вас оказался лак, который дает желтизну, не спешите его выбрасывать, вы можете в дальнейшем успешно применять его на темных и желтых цветах пластики.

Меры предосторожности при работе с лакокрасочной продукцией.

В первую очередь хотела бы призвать к осторожности тех, кто пользуется лаками-спреями.
Когда вы разбрызгиваете такой лак, в воздухе образуется «облако» мелко-дисперсной «пыли» лака, она оседает на близлежащих поверхностях, попадает в глаза и на слизистые носа и рта. И получается, что в такой ситуации мало работать в хорошо проветриваемом помещении, лучше всего для лакировки вообще выходить на улицу. Ну, как минимум, на лестничную площадку. Так же очень важно иметь защиту в виде респиратора, и хорошо бы, еще и защитные очки. Остальные рекомендации по использованию лака в аэрозольном баллончике, стандартные: не подносить к огню, хранить в недоступном для детей месте, при попадании на слизистые немедленно промыть их водой.

При работе с остальными лаками меры предосторожности обычно стандартные, и о них можно прочитать на упаковке, вот самые распространенные из них:
Хранить в недоступном для детей месте. Работать в хорошо проветриваемом помещении. При проглатывании состава немедленно обратиться к врачу и показать тару или этикетку. Не сливать в канализацию. Остатки лака и его упаковку следует вывезти в пункт сбора вредных отходов. Работать с материалом следует, избегая попадания на кожу и в глаза. Для защиты рук применять резиновые перчатки. По окончании работ инструмент отмыть растворителем. При попадании на кожу, промыть водой с мылом. Использовать индивидуальные средства защиты дыхательных путей. Беречь от огня!

Удачной работы и творческих успехов!
Как всегда, буду очень рада любым дополнениям и замечаниям по поводу прочитанного, особенно приветствуется ваш личный опыт в применении того или иного лака.
А если я где-то по недосмотру не проставила ссылку, цитируя кого-либо из вас, ткните пожалуйста пальчиком, я все исправлю.
Записи, похожие на эту:

* Прочность пластики
* Урок: инструмент «Гребенка» своими руками для нанесения параллельных линий на пластику.
* Трактат о потали.

лак, материалы, на заметку, начинающим, опыт, пластика, с чего начать, советы, ссылки, фото
Вы можете подписаться на RSS комментариев данной статьи.

22 комментария
22 комментария к “Лакировка изделий из пластики. Разновидности лаков. Способы лакировки. И другие полезные мелочи.”

1. 23 июня 2009 (8:47)
hellga-women.livejournal.com/ сказала:

Какая хорошая статья!
Я все никак не удосужусь найти лак не пластиковый.
Сама пользуюсь матовым студио и глянцевым фимо(очень недовольна). А вот студио наоборот очень радует. от пузырей избавляюсь дуя на изделие, пузырьки тут же пропадают. Заказала глянцевый такой же.
2. 24 июня 2009 (0:34)
mary_dubs сказала:

Спасибо, Оля.
И спасибо, что поделилась про Студио. Кстати, про матовый говорят, что его если не перемешивать (матирующие частицы оседают на дне), то верхний слой можно использовать как глянцевый. Типа, 2в1.
3. 25 июня 2009 (0:02)
aleksa-17.livejournal.com/ сказала:

Отличный обзор! Мне лично, Маша, страшно нравится, как ты всё систематизируешь чётко, и в малых, в принципе, объёмах. Кстати, я частенько сюда захожу, чтобы какой-то вот такой «справочный» нюанс отыскать, если что подзабыла… Спасибо!
4. 26 июня 2009 (3:16)
mary_dubs сказала:

Здорово, Марина, мне приятно, что не зря все это делаю, получается. Что собранная информация полезна.
Еле домучила эту статью, если честно. Трудно было разобраться, когда знаешь? – одни пишут: «супер-пупер лак», а другие: «ужас-ужас». Вот как разобраться? Так и пришлось писАть, все с оговорками и цитатами. А ты в Полимерклейфимо эту статью не видела? Там просто в комментариях еще кое-что полезного появилось, буду добавлять в основной текст.
5. 26 июня 2009 (15:39)
aleksa-17.livejournal.com/ сказала:

Так это правильно, что с оговорками и цитатами, это очень полезно. И понятно, в принципе, почему у разных мастеров одинаковые лаки дают отличающиеся результаты – как минимум два-три этапа есть, на каких лак может «сбоить». Вот, допустим, я раньше (до последних времён) всегда пользовалась минеральным лаком фимо, с ним тоже были некие сложности (например, нанесённый на недопечённое изделие тонким слоем он тускнел через некоторое время, терял блеск; при толстом слое нанесения на сложно конфигурированную поверхность (даже на круглую бусину) чуть «стекал» во внутренних слоях и поверхность теряла идеальную форму, могли идти потёки, даже если сверху он выглядел совсем высохшим; кроме того, практически не поддаваясь механическим воздействиям, вступал при интенсивной носке в химическую реакцию с телом – тускнел, становился шероховатым)), но плюсы его, некоторая даже универсальность, недостатки искупали – к ним можно было приноровиться, чтобы свести их к минимуму. Сейчас же, после снятия его с производства, стало довольно сложно выбрать, и тут твой систематизирующий труд просто бесценен. И именно в той форме, в какой ты его сделала – со ссылками и цитатами. Я пока тоже нахожусь в поиске подходящего лака или лаков, поэтому то, что ты приводишь, оказывается важными параметрами подбора. И ссылки на мастеров тоже, пусть даже их мнения противоположны зачастую – условно говоря, по косвенным признакам или развёрнутым описаниям можно попытаться определить, почему же результат лакировки оказался не таким (или таким), какой предполагал и ожидал мастер. Вот если бы была возможность поподробнее порасспрашивать мастеров, чем, как и что они лакируют… Возможно, ясности было больше.
Вот, допустим, я сейчас ищу лак, с которым бы мне было удобнее и проще работать, поэтому, при чтении всяческих описаний, пытаюсь ответить для себя на следующие вопросы (каждый, в принципе, соотносится с этапом, на каком могут возникнуть сложности):

Лакировать:
1. Чем?
2. Как?
3. На что?
4. Кто?
5. И износоустойчивость.

1. Чем лакировать?
а) в принципе подходит/не подходит для запекаемой пластики (высыхает ли, не меняет ли цвет и фактуру покрываемой поверхности – не пожелтеет ли, не пойдут ли, например, тонкие пластиковые срезы буграми);
б) состав – из него следует, чем растворяется при загустении (то есть реально ли хранить большие объёмы); кроме того, лаки не на водной основе, как правило, более износоустойчивы); не будет ли отложенной реакции с другими компонентами, внесёнными в пластик (например, красители, текстурирующие наполнители и др.).
в) скорость и условия высыхания («на отлип» и до полного высыхания; иногда производители неспециализированных лаков для пластики указывают, что изделия должны сохнуть недели две, при низкой влажности, например, и не на солнце; в помещении с циркуляцией воздуха или закрытом). Недосушенные лакированные изделия, как правило, стопроцентно портят такой показатель готового изделия, как износоустойчивость. Параметр высыхания «на отлип» тоже достаточно важен – например, минимальное время «на отлип» и «длинное» для полного высыхания полезно, например, для лакировки бусин на зубочистках или спицах – то есть как только поверхность бусины «отлипает», то можно её на стержне прокрутить и тем самым избежать необходимости отрывать бусину от зубочистки или спицы «с мясом» после полного высыхания, плюс следы от прокручивания возле отверстия бусины «затянутся» и видно их не будет;
г) матирующий или глянцевый эффект на поверхности требуется получить в качестве художественного эффекта или просто защитный слой как входящий в параметр износоустойчивости;
д) способность давать тонкие/толстые слои (как технический или художественный приём).

2. Как лакировать?

Кистью, щёточкой, тампоном, или разбрызгиванием. У каждого из этих способов есть свои преимущества – возможно добиться своих художественных эффектов («глубины» слоя, текстуры) или чисто технологические вещи – например, быстрота покрытия множества элементов (круглые бусины окунанием или мелкие рельефные детали на плоских поверхностях).

3. На что наносить лак (поверхность покрытия)?

Здесь я смотрю на:
а) тип пластики и производитель (на мой взгляд, в полупрозрачных пластиках и очень свежих, или, например, в церните, как более пластичном, нежели фимо, вероятно, разное количество и качество пластификатора, которое может дать нехороший эффект при лакировке изделия «неподходящим» лаком, особенно при нарушении температурного режима запекания);
б) требуется ли дополнительная обработка перед лакировкой – спиртом ли, моющими средствами (обезжиривание) или шлифовка (для небольшой шероховатости – для крепкости сцепления с лаком, или для идеально ровной поверхности – в этом случае нужно, чтоб лак обладал хорошей «цепкостью» и с поверхности не «скатывался»;
в) форма поверхности – круглая, плоская, со сложным рельефом – от поверхности зависит толщина слоя лака, «стекание» его (и, как следствие, изменение/не изменение формы поверхности);
г) наличие дополнительных материалов в пластике и их реакция на лакировку (как химическая, так и способность лака ложиться на эти материалы) – дополнительные материалы: всяческие краски, пудры, фольга, стеклянные, деревянные и металлические элементы, бумага, клеи (при декупаже, например), ткань; реакция на фурнитуру.

4. Кто лакирует?

Бывает, на мой взгляд, и такое, что качество лакировки зависит от мастера, от точности соблюдения условий лакирования. И тут ссылки на отзывы мастеров чрезвычайно важны, даже если они не пишут подробно о впечатлениях, поскольку, глядя на преимущественные техники мастера или стиль работы, уже можно предположить, насколько он тщательно соблюдает условия лакировки и возможно ли возникновение проблем с лаком на этапе нанесения, например. Условно говоря, если техники исполнения, используемые автором, требуют тщательности, проработки деталей, многоэтапности в исполнении изделия и его сборке, при этом мастер не торопится выполнять множество срочных заказов (значит, как минимум дождётся полного высыхания лака), а проблемы с лаком всё равно возникают, то, вероятнее всего, это неподходящий или малоподходящий лак (по типу пластики, по способу обработки изделия, по технологии нанесения или высыхания) – соответственно, очень может быть, что на других каких-то пластиковых изделиях, других параметров, «проблемный» лак можно попытаться использовать, и там он может дать требуемый от лакировки результат.

5. Износоустойчивость и условия хранения.
Здесь можно посмотреть на:
а) меняется ли цвет или текстура поверхности лака со временем (желтеет, становится шероховатым, липким – через большой промежуток времени) в зависимости от действия света, температур, повышенной влажности или интенсивного намокания;
б) вступает ли в химическую реакцию при носке (контакте с кожей человека) и поддаётся ли механическим воздействиям (царапины, потёртости);
в) условия хранения – хранить ли готовые изделия в закрытых/открытых ёмкостях (с доступом/без доступа воздуха), не возникнут ли химические реакции при контакте лакировки изделия с материалом ёмкости (металл, пластмасса, полиэтилен, лак для дерева).

Вот на сколько всего приходится смотреть, чтобы определить, подходит ли тот или иной лак под мою конкретную цель. И я смотрю на твой обзор – там как раз материал так и структурирован (и отзывы, отзывы мастеров!), сразу можно прикинуть, что и в каких объёмах нужно купить, потому как лаки – не самый дешёвый материал, некоторые – и не самый доступный. Очень полезный обзор, я считаю.

Комментариев нет: