понедельник, 14 июня 2010 г.

О качестве красок

Потребитель, желающий окрасить ту или иную поверхность, оказывается перед проблемой: где купить краску и какую краску выбрать. Ведь на украинском рынке представлен довольно широкий и разнообразный ассортимент лакокрасочной продукции общестроительного назначения (масляные, нитроцеллюлозные, алкидно-акриловые, водно-дисперсионные и многие другие типы).


БРЕНДЫ И НЕ ТОЛЬКО
Наиболее заметны следующие импортные и отечественные торговые марки: Alpina, Caparol, CAP arreghini, Color, Dufa, Feidal, Fiolent, Jobi, Marshal, Міра, Oikos, Sadolin, Tex-Color, Tikkurila, Tikkolor, Sniezka, «Колорамика», «Лакма», «Лидер», «Ніфар», «Тим-Колор», «Янтарь» и др. Правда, в связи с кризисом ряд украинских лакокрасочных заводов закрылись или работают не на полную мощность, поэтому некоторые бренды почти исчезли с рынка. К тому же курсовая разница и другие факторы привели к удорожанию импортных красок.
Такие транснациональные компании, как Caparol, Tikkurila и Akzo Nobel, представляют на рынке нашей страны импортную продукцию и продукцию украинского производства. Лакокрасочные материалы, которые изготавливаются в Украине, представлены под другими брендами, чтобы не вводить потребителя в замешательство. Следует отметить, что отечественные производственные мощности позволяют выпускать продукцию среднего сегмента для повышения конкурентоспособности бренда в целом.
Можно выделить четыре ценовых сегмента красок: дешевый (около 5 грн за литр), средний (15-25 грн), дорогой (35-80 грн) и премиум, включающий декоративные краски (свыше 80 грн).
Очень часто краска покупается в конце ремонтно-строительных работ, когда у собственника жилья ограничены средства. Поэтому вполне понятно стремление сэкономить на этой статье расходов, правда, результат такой бережливости может разочаровать.
Однако с другой стороны, когда вам необходимо окрасить, скажем, только жилую комнату, то нет необходимости отдавать за краску 100 грн, если можно купить продукцию вполне приемлемого качества за 60 грн. В целом ассортимент красок для обычных квартир довольно обширный. А вот краска для стен бассейна нужна специальная, выбор которых значительно меньше, а цена – выше.
Впрочем, цена при покупке краски не является самоцелью и должна учитываться только после определения потребности, выяснения необходимых качественных и количественных характеристик.
Купить краску можно в специализированных магазинах, строительных супермаркетах («Эпицентр», «Новая линия») и на рынках. Кстати, наши строительные супермаркеты отличаются от европейских сетей «Сделай сам» по нескольким параметрам. Во-первых, за границей представлено значительно меньше брендов – порядка 3-4, тогда как у нас в пределах одного супермаркета конкурируют от 15 до 30 брендов. Во-вторых, в западных супермаркетах нет такого большого количества продавцов-консультантов, как у нас. Третьим отличием является то, что основную массу посетителей европейских супермаркетов составляют обыватели, которые выбирают товары для себя. У нас же около 60 % покупателей – это строители, которые приобретают материалы для работы под заказ.
Специализированные магазины делают упор на сервис и гарантию от одной до трех марок, в то время как строительные супермаркеты и рынки – на широкий ассортимент. Также специализированные точки продажи делают ставку на работу с целевой аудиторией, которая здесь более профессиональная, поэтому им предлагают системы скидок (разовые и накопительные), доставку, отсрочку платежа и т. п.
Ценовая политика строительных супермаркетов построена таким образом, чтобы стоимость товаров пересматривать не слишком часто. К тому же супермаркет вправе самостоятельно решать, делать ли ему дополнительную наценку или нет. Стремясь привлечь как можно больше покупателей, как правило, супермаркет не делает очень больших наценок. К тому же сети супермаркетов периодически проводят мероприятия для увеличения продаж: розыгрыши, акции, подарки и т. д. (в том числе и по инициативе поставщиков продукции). Однако системы скидок в таких сетях почти никогда не бывает.
Те, кто покупают краску на рынке, должны помнить о дополнительных рисках, связанных с условиями хранения продукции. Например, снижение температуры воздуха до отрицательных значений приводит к замерзанию водно-дисперсионных красок, что приводит к утрате их полезных свойств.
Выбирая краску, покупатель должен четко представлять, какого результата он хочет достичь. Чем больше параметров он сообщит консультанту, тем выше вероятность правильного подбора краски. Кстати, по количеству запрашиваемых параметров можно судить и о квалификации консультанта. Если консультант пытается продать краску, не задав дополнительных вопросов, то он либо некомпетентен, либо продает товар без учета потребностей покупателя.
Конечно, можно попытаться подобрать нужную краску, ознакомившись с техническими спецификациями на сайтах производителей или продавцов красок, почитав форумы или отзывы тех, кто уже работал с этими материалами. Еще один путь - позвонить по телефонам, указанным на сайтах, и проконсультироваться у специалистов. Как правило, у производителя или дилера есть служба технической поддержки, где вам дадут развернутую и квалифицированную консультацию.


ИМПОРТНЫЕ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ КРАСКИ
На сайтах компаний можно найти весьма широкий ассортимент красок, в то время как в местах продажи ассортимент значительно меньше. Это обусловлено тем, что в магазины завозят только наиболее популярную продукцию. Однако менее продаваемые краски очень часто бывают незаменимыми, а поэтому все равно остаются востребованными.
Поскольку не во всех магазинах могут быть краски нужного вам типа, то лучше повременить с покупкой, подыскав аналог среди товаров отечественного производства, поскольку по многим позициям они практически на равных конкурируют с импортными.
Следует отметить, что товары западных производителей хорошо зарекомендовали себя при покраске металлических поверхностей. Это обусловлено тем, что в импортную краску добавляют много дорогостоящих компонентов, придающих ей механическую стойкость, текучесть, приемлемый уровень блеска, удобство в работе и однородность цвета. Иногда в краску для металла добавляют антикоррозионные компоненты, позволяющие ей дольше защищать металлические конструкции. Стоимость импортных красок выше отечественных, поскольку кроме дорогостоящих материалов в нее включены затраты на транспортировку, покупку валюты, прибыли трейдеров и другие факторы.
На конечный результат влияют характеристики окрашиваемой поверхности и ее подготовки: качество штукатурки, содержание солей, которые потом будут выходить через фасады, способность лакокрасочной пленки задерживать выход этих солей, качество шпатлевки, адгезия с зашпатлеванной поверхностью. Иногда люди жалуются на то, что импортные краски плохо себя ведут. Нужно понимать, что западный производитель рассчитывает на то, что краска будет наноситься на качественную шпатлевку, а не на дешевую гипсо-меловую. Зачастую на гипсовые шпатлевки лучше нанести отечественную дешевую краску - она ведет себя намного лучше импортной (ведь в Финляндии или в Германии такие сыпучие материалы попросту не окрашивают). При этом надо понимать, что помыть такую поверхность не получится и запачкавшуюся стену придется перекрашивать.

ОШИБКИ
Многие потребители красят двери и радиаторы эмалями и масляными красками белого цвета, но уже через год они сильно желтеют. Чтобы избежать данной ситуации, продавцы советуют немного затонировать белую краску или же использовать эмали нового поколения (эмаль ЭП), которые по определению не желтеют. На самом деле в Украину попадают небольшие партии специализированных красок, которые не желтеют, но их трудно найти. Естественно, такие краски значительно дороже общестроительных.
Самая большая и наиболее распространенная ошибка при работе с красками состоит в том, что люди игнорируют инструкции на этикетке. Даже опытные строители пренебрегают чтением инструкции, мол, краска как краска, я уже давно с ними работаю. Надо учитывать, что производители постоянно совершенствуют краски, поэтому технология окрашивания может меняться. Например, в органоразбавляемых красках (особенно импортных) используются современные растворители, которые практически не имеют запаха. Поэтому подобным краскам присущ менее резкий запах. Если не вчитываться в инструкцию и в подобную краску залить воду, то это приведет к негативным последствиям.
Стоит обратить внимание на такой показатель, как стойкость краски к истиранию после мытья поверхности (проходов щеткой). У немецких производителей этот параметр указан в микронах, которые стираются. Соответственно, всем интерьерных краскам присвоен индекс от 1 до 5 (самые стойкие краски с индексом 1 теряют 5 микрон при 200 проходах щеткой, а наименее стойкие с индексом 5 - более 70 микрон за 40 проходов). Вместе с тем у многих производителей диапазон циклов истирания может составлять от 2 до 10 тыс. раз. Естественно, чем выше эта цифра, тем качественнее краска.
Еще одна характеристика краски - блеск. Иногда потребители затрудняются с выбором: матовая или глянцевая. Если говорить об общестроительных красках, то глянцевые краски, как правило, более стойкие к механическим воздействиям и мытью, но при этом подчеркивают рельеф и, соответственно, все недостатки поверхности, а матовая краска хорошо скрывает изъяны, поэтому она лучше подходит для освещенных поверхностей (например, потолков). А вот на стене в прихожей, кухне и на полу лучше использовать краски с блеском, потому что они более стойкие к истиранию. Но сейчас некоторые производители изготавливают специальные матовые краски, которые по стойкости не уступают глянцевым.
Для стеновых покрытий блеск - это больше вопрос декора. Исключение составляют краски для ванных комнат или кухонь (повышенная влажность, грибок, частое мытье стен и т. д.) - здесь обычно применяют полуматовые или полуглянцевые краски. Необходимо помнить, что алкидные материалы всегда блестят ярче акриловых.
Для напольных покрытий критична стойкость к большим механическим нагрузкам и ударам. И здесь, как правило, абсолютно матовые материалы не применяются. Однако если в интерьерной концепции блеск напольного покрытия недопустим, тогда для грунтовочного и первого слоя используют глянцевый продукт, а для завершающего – полуматовый.
Кроме качественной краски должны использоваться и качественные инструменты. Чаще всего в ход идут кисточка и валик, хотя для некоторых видов краски подходят только краскораспылители. От ворса кисточки или валика зависит и конечный результат: будет ли окрашенная поверхность гладкой либо рифленой.

ОПЫТЫ
Продавцы часто любят проводить опыты, демонстрирующие преимущества их красок. Эти эксперименты оказывают настолько сильное психологическое воздействие на покупателя, что он не обращает никакого внимания на другие свойства краски и покупает предлагаемый товар. Стоит заметить, что не все опыты несут полезную информацию покупателю, даже если выглядят эффектно. Например, при покраске обоев для эксперимента полотно можно сложить. Если в местах изгиба краска не лопается, то она хорошая, и наоборот. Казалось бы, вполне правильный вывод. Но покупатель не должен упускать из виду то, что в реальной жизни окрашенные обои никогда не сгибаются. Отсюда совет покупателю: всегда соотносить демонстрацию с реальной практикой.
Существует масса менее эффектных, но очень полезных опытов. Например, нанести краску на вертикальную поверхность (можно на прикрепленный к стене лист формата А4), и посмотреть, как она стекает. Поскольку разные краски стекают по-разному, то для выбора оптимальной специалисты советуют провести несколько подобных опытов. Это очень полезный опыт, поскольку потребители часто сталкиваются с проблемой стекания краски с вертикальной поверхности.
Чтобы проверить, насколько хорошо пристает краска к поверхности, можно провести следующий опыт. На кусочек обоев или на другой окрашиваемый материал наносится краска. После просыхания на ней делают лезвием надрезы, затем наклеивают скотч и отрывают. Хорошая краска прочно пристанет к окрашиваемой поверхности, а скотч останется чистым. Поскольку разные краски по-разному прилипают к различным поверхностям, то лучше провести несколько подобных демонстраций.
Однородность матовой краски можно проверить, окрасив металлическую трубу. Кстати, лучшая сцепляемость с поверхностью наблюдается у матовых грунтовок.
Насколько хорошо краска укроет стену, можно проверить так. На лист невпитывающей темной бумаги (желательно черной) наносят рядом несколько полосок разных красок, дают им высохнуть, после чего смотрят, как из-под них проявляется цвет бумаги. Очень хорошие, но достаточно дорогие краски, перекроют черный цвет бумаги уже при нанесении первого слоя. А вот для других красок необходимо нанесение второго, третьего или даже четвертого слоя.
Можно также попробовать закрасить никотиновое или жирное пятно, следы от фломастера и химического карандаша. Кстати, строители очень часто химическим карандашом наносят пометки на гипсокартон, которые потом невозможно закрасить – они проявляются даже сквозь слой краски. Избежать проявления никотиновых или жирных пятен и следов от фломастера из-под краски позволяют специальные блокирующие грунтовки.

Комментариев нет: