понедельник, 21 июня 2010 г.

Промышленный альпинизм: основная ценность бизнеса - люди

Как отмечают операторы рынка, количество заказов на услуги промышленного альпинизма в Украине последние пять лет ежегодно увеличивалось в среднем на 25%. При этом к услугам промальпинизма, или высотным работам, относят любые ремонтно-строительные, монтажные, демонтажные работы на высоте в труднодоступных местах с использованием техники промышленного альпинизма.  Как объясняют эксперты, в первую очередь эти услуги востребованы при обслуживании вышек мобильной связи, железнодорожных мостов, путепроводов, эстакад, технических линий промышленных предприятий и т.д. Наибольшим спросом у корпоративных клиентов пользуются услуги по антикоррозийной защите металлоконструкций и промышленных зданий, обследованию, ремонту и аварийному обслуживанию дымовых труб, водонапорных башен и фасадов, навешиванию (демонтажу) рекламных щитов и различного оборудования на любой высоте и т.п. Население же частенько заказывает проведение фасадных работ для многоэтажных домов: герметизацию и утепление межпанельных стыков, штукатурку, окраску, холодное цинкование металла, мойку фасадов и т.д. Причем, если полгода назад на заказы от населения, по разным оценкам, приходилось 20-30% рынка услуг промальпинизма (в денежном выражении), то сегодня их доля увеличилась на 5 п.п. и, скорее всего, продолжит расти в дальнейшем. Иными словами, несмотря на финансово-экономический кризис в Украине, спрос на высотные работы пока есть.

Естественно, что достаточно емкий рынок (пусть и немного сократившийся в 2008 г.) привлекает все новых и новых игроков. В частности, сейчас на отечественном рынке промальпинизма работают около 100 специализированных предприятий. Из них крупных — не более 10. Помимо специализированных фирм услуги промальпинизма в Украине предлагают также строительные и клининговые фирмы. Хотя большинство из них при необходимости опять-таки привлекают бригады альпинистов, которые при этом мигрируют из одной компании в другую. “Многие из верхолазов — это своего рода вольные художники, у которых нет основного места работы, а трудятся они на условиях договора подряда”, — рассказывает Александр Кульбаба, директор предприятия “Киевальпиндустрия” (г.Киев; строительно-ремонтные работы; с 2000 г.; более 10 чел.).

Впрочем, по словам Сергея Зубкова, директора компании ООО “Паритет” (г.Киев; промышленный альпинизм; с 1996 г.; более 200 чел.), все чаще крупные строительные предприятия стремятся организовать для работ на высоте собственное подразделение. Именно поэтому за последние 5 лет на рынке высотных работ в капитальном строительстве доля компаний, специализация которых “промальпинизм”, значительно сократилась. В то же время, как отмечают эксперты, эти фирмы достаточно прочно закрепились на рынке обслуживания зданий и сооружений, уже сданных в эксплуатацию, при этом значительно расширив перечень оказываемых услуг. Сегодня, по разным оценкам, только 10-30% доходов специализированных компаний обеспечивают заказы, связанные с капитальным строительством. Соответственно, доля доходов от обслуживания зданий и сооружений составляет 70-90%.
Правда, в скором будущем подобный расклад может измениться — операторы возлагают большие надежды на проведение в 2012 г. в Украине Чемпионата Европы по футболу, в ходе подготовки к которому в стране будут строиться новые высотные здания. Правда, речь в данном случае, скорее, идет о среднесрочной перспективе, поскольку в ближайшие полгода-год о строительстве, например, высотных гостиниц явно придется забыть — слишком неопределенная ситуация сложилась на рынке недвижимости Украины.
Особенности бизнеса

По мнению экспертов, основной ценностью в бизнесе по оказанию услуг промальпинизма являются люди — неумение собрать квалифицированную команду часто становится основной причиной, по которой начинающие промальпинистские компании не протягивают и года. Если же у бизнесмена опытных специалистов вообще нет на примете, то пытаться начать подобную деятельность даже не стоит.

Как рассказал Сергей Зубков, лучшие верхолазы — это, как правило, спелеологи. Поскольку именно спелеологическая вертикальная техника ближе всего к технике промальпинизма. В то же время, чтобы быть хорошим верхолазом, недостаточно быть хорошим спортсменом. “Помимо этого нужно быть квалифицированным строительным рабочим, владеть несколькими строительными специальностями, при этом постоянно повышать квалификацию”, — уверяет г-н Зубков. Но не только спелеологи или альпинисты являются квалифицированными верхолазами. “Достаточно квалифицированными являются верхолазы из промышленных регионов, имеющие опыт работы в крупных промышленных предприятиях”, — рассказывает Евгений Никитин, директор Ассоциации промышленного альпинизма (АПРА; г.Киев; с 2008 г.; 10 членов). В свою очередь, Дмитрий Журавский, главный инженер компании “Фобос-С” (г.Киев; ремонтно-строительные работы; с 1992 г.; более 40 чел.), отмечает, что профессионалов на рынке промальпинизма сейчас очень мало: “Выполнять на большой высоте любые работы, в том числе и высокотехнологичные, могут единицы. Причем за последние годы количество высококлассных мастеров не увеличилось, а подмастерьев — выросло. То есть стало больше людей, которые, прослушав двухнедельные курсы, уверены в том, что они высотники”.

Но есть среди операторов и более оптимистично настроенные. “По моим наблюдениям, украинский рынок промальпинизма постепенно становится более профессиональным. Все больше появляется специалистов, способных при сравнительно невысоких расценках на труд выполнять большие объемы работы, таких, как пропитка обмоток без потерь в качестве”, — говорит Сергей Зубков. Кроме того, по его мнению, финансово-экономический кризис в стране сделает рынок промальпинизма еще более профессиональным: “Пройдет немного времени, и дилетанты “отомрут” как класс. При этом доминировать на рынке будут те фирмы, в чьем распоряжении есть настоящие профессионалы”.

Особенностью рынка промальпинизма является также то, что высотные работы, в большинстве своем, — это сезонный бизнес. Соответственно, если специалист работает 5-6 месяцев в году, то он должен получать, как минимум, вдвое больше, чем обычный строитель, чтобы на заработанные деньги жить на протяжении года. Причем, как было отмечено, чтобы быть хорошим верхолазом, нужно постоянно поддерживать высокий уровень спортивной формы. “Высококлассные высотники, как правило, регулярно практикуются в скалолазании по нескольку месяцев в году”, — рассказывает г-н Зубков.

Документы
Но, несмотря на вышеперечисленные особенности бизнеса, основной проблемой рынка промальпинизма на протяжении 15 лет остается его своеобразная нецивилизованность и, как результат, недобросовестная конкуренция. Судите сами. Для организации фирмы по оказанию услуг промальпинизма необходимы следующие документы:

* лицензия на общестроительные работы (выдает Министерство регионального развития и строительства Украины),
* разрешение на выполнение работ повышенной опасности (выдает Госкомитет по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору).

Кроме того, у непосредственных исполнителей работ должны быть документы, подтверждающие то, что они имеют профессию верхолаза и могут выполнять работы методом промальпинизма. А здесь все и начинается, говорят специалисты. Для получения вышеупомянутых документов верхолазу необходимо пройти двухнедельное обучение в одном из учебных центров, который занимается подготовкой рабочих специальностей, в том числе и верхолазов.

“Что немаловажно, верхолазы обязаны каждый год проходить переаттестацию. При допуске к выполнению работ необходимо внимательно смотреть на удостоверение — оно может быть просроченным”, — подчеркивает Евгений Никитин.

По словам операторов, в стране существуют сотни учебных центров, которые якобы готовят промальпинистов. В лицензии этих центров, как правило, зафиксированы все возможные рабочие специальности — мало ли кого придется обучать. “Почти в каждом небольшом городе есть обучающий центр, куда человек может обратиться и за символическую плату (до 100 грн.) получить документ о том, что он верхолаз. При этом практические занятия в таких организациях зачастую отсутствуют — подразумевается, что в центр за документами уже приходят альпинисты”, — говорит Сергей Зубков. В результате рынок перенасыщен верхолазами, которые не обучены, но имеют соответствующие документы.

Кроме того, по словам операторов, большинство существующих учебных центров не имеют юридических прав на обучение профессии “верхолаз”, поскольку у них нет соответствующего приложения к лицензии Министерства образования и науки, в котором указана профессия “верхолаз”, и разрешения на выполнение работ повышенной опасности с обязательным пунктом “работы верхолазные и на высоте”, и обучают будущих специалистов исключительно правилам охраны труда при выполнении работ на высоте. Учебных центров, которые в действительности имеют право обучать по профессии “верхолаз”, в Украине около десяти. “Эти учебные центры имеют не только соответствующие разрешительные документы, но и аттестованный квалифицированный преподавательский состав, тренажер для проведения практических занятий, а также достаточное количество специального качественного снаряжения и оснастки”, — разъясняет Евгений Никитин. По его словам, если обратиться к европейскому или мировому опыту, то можно увидеть, что обучение верхолазов проводится в рамках профильных ассоциаций по достаточно жесткой программе, регламентирующей безопасность передвижения или выполнения работ на высоте. “Навык же, соответствующий какой-либо профессии, будь то маляр, монтажник или фасадчик, приобретается отдельно в профильных учебных заведениях. И этот путь приносит свои плоды. Количество несчастных случаев среди обученных по подобной программе верхолазов в европейских странах на порядок ниже, чем в Украине”, — говорит г-н Никитин.

Инвестиции

Естественно, о развитии крупномасштабного промальпинистского бизнеса в условиях финансового кризиса говорить не приходится. Но возможное развитие коммерческой недвижимости, в том числе и в преддверии Евро-2012, а также расширение ассортимента услуг самих промальпинистов делают этот бизнес довольно привлекательным в среднесрочной перспективе. Более того, на услуги верхолазов во всем мире установлены довольно высокие цены. Сейчас, когда на улице кризис, 1 кв.м антикоррозийной защиты металлоконструкций и промышленных зданий стоит в среднем $60, герметизации межпанельных стыков — от $5. Хотя на практике стоимость этих услуг может быть выше. “Ни один верхолаз не будет рисковать жизнью за символическую плату. Работы на высоте — недешевые услуги, и заказчики должны быть к этому готовы”, — разъясняют операторы. При этом один верхолаз способен в месяц отреставрировать и отремонтировать десятки погонных метров здания. Иными словами, оборот крупных предприятий, оказывающих услуги промальпинизма, составляет $1-2 млн в год.

Правда, рынок промальпинизма неоднороден. Есть фирмы, которые специализируются на так называемых дешевых работах, например, герметизации межпанельных стыков. Причем, по словам операторов, для старта в данном виде деятельности достаточно $250, которые необходимы для покупки бочки герметика, веревок и кое-какой спецодежды. При чем работы по герметизации может выполнить любой строительный рабочий, имеющий соответствующие документы и совсем необязательно являющийся высококлассным верхолазом (рентабельность бизнеса при этом составляет 5-10%). Именно поэтому в данном виде услуг больше, чем в других высотных работах, присутствует жесткая конкуренция и ценовой демпинг.

В то же время есть предприятия, лидирующие на рынке, которые оказывают так называемые дорогие услуги с рентабельностью более 20%. Среди таких услуг, например, антикоррозийная обработка металлоконструкций. По разным оценкам операторов, для входа на этот субрынок необходимо $50 тыс. и более. Прежде всего, нужны средства для закупки хотя бы десятка комплектов личного снаряжения верхолаза (стоимость одного комплекта — более $300), которые включают в себя страховочную обвязку (предохранительный пояс, система), веревку (отдельно для спуска и страховки), каску, предохранительное верхолазное устройство (желательно автоматическое), прочее верхолазное снаряжение, как-то: карабины, спусковые устройства, устройства для подъема, рабочие сиденья и т.д. Причем состав комплекта снаряжения во многом зависит от заказа. Соответственно, для хранения снаряжения и прочего оборудования верхолазам необходим склад. Кроме того, организатору бизнеса потребуется офис. Правда, заказчики, как правило, посещают его достаточно редко и общаются с представителями компании-исполнителя непосредственно на объекте, где будут вестись или уже ведутся высотные работы. Кроме того, обязательно нужен транспорт для перевозки снаряжения верхолаза, необходимого оборудования и материалов. Лучше всего, если это будет микроавтобус. Для его приобретения бизнесмену придется раскошелиться как минимум на $7-10 тыс. (за подержанный автомобиль).
Помимо этого потребуются специализированные строительные инструменты для работы с различными материалами. Например, для нанесения некоторых красок необходим краскопульт поршневого типа, стоимость которого составляет $20-30 тыс. К слову, предприниматели, которые не готовы безболезненно расстаться с такими суммами, отсеиваются от участия в многообещающих тендерах.
Стратегия

Впрочем, некоторые операторы уверены, что промальпинистский бизнес можно начать и с суммы поскромнее. Например, с $3,5 тыс. Предприниматель, пожелавший остаться неназванным, сделал приблизительные расчеты заказа на услуги по антикоррозийной защите металлоконструкций объемом в 120 кв.м, выполненного за месяц. В среднем на антикоррозийную защиту 1 кв.м изделия уходит 0,7 кг материала и это дожна быть специальная антикоррозийная краска. Допустим, заказчик предпочел краску среднеценового сегмента стоимостью $30 за 1 кг. Получается, что на краску необходимо $2,5 тыс., на сопутствующие материалы — еще, как минимум, $0,5 тыс. Транспортные расходы составят около $0,5 тыс. Если же 1 кв.м готовой работы стоит около $60, то доход, пока без вычета расходов, равен $7,2 тыс. За вычетом затрат на сырье и материалы — $3,7 тыс. Минус — зарплата работнику, которая достигает $1,5 тыс. Из оставшихся $2,2 тыс. необходимо отложить средства для уплаты единого налога, коммунальных платежей, аренды, обслуживания оборудования и т.д. В результате чистый доход — не менее $1,1 тыс. в месяц, т.е. $6,6 тыс. в год, учитывая сезонность бизнеса. Таким образом, $3,5 тыс., вложенные в бизнес, с лихвой окупаются уже за три месяца.

Примерная калькуляция окупаемости услуг промальпинизма (антикоррозийная обработка металлоконструкций)

Статья расходов



Значение

Минимальный комплект оборудования и материалов, тыс. USD



3,5

Рекомендованная минимальная цена услуг, USD за 1 кв.м



60

Валовый доход при обработке 120 кв.м, тыс. USD



2,2

Ожидаемая прибыль за месяц, тыс. USD



1,1

Примерный срок окупаемости оборудования, месяц



3

На основания данных операторов

Правда, на финансовый результат промальпинистов влияет достаточно много факторов. К примеру, на какой высоте будут проводиться высотные работы, насколько удобен доступ к металлоконструкциям, в каких климатических условиях придется работать. Немаловажно также качество материалов, с которыми будет иметь дело высотник. Поскольку бывает, что технология производства требует использования очень вредных для здоровья материалов. Правда, технологии, используемые в промальпинизме, постоянно совершенствуются. Как рассказал Сергей Зубков, если еще несколько лет назад существовала норма, согласно которой промышленный металл следовало красить каждые два года, то сейчас, в условиях постоянно увеличивающихся затрат на оплату труда, это стало нерентабельным. “Заказчик поумнел и требует гарантию на работы минимум на 10 лет”, — говорит г-н Зубков.

Комментариев нет: