среда, 23 июня 2010 г.

Перегородчатая и витражная эмаль.

Перегородчатая эмаль - одна из самых сложных эмальерных техник по способу изготовления. Для ее изготовления берется тонкая металлическая пластина, на которой процарапывают, гравируют или прорезают насквозь контур будущего изображения. Затем по этому контуру напаивают тонкие металлические полоски, поставленные на ребро, получая изображение из разнообразных по форме и размеру ячеек. Каждую ячейку заполняют эмалью разного цвета до верхнего края перегородок и производят обжиг эмали. После этого эмаль шлифуют и полируют таким образом, чтобы эмаль и верх перегородок находились в одной плоскости. Полное, без углублений, заполнение эмалью ячеек является отличительным признаком перегородчатых эмалей. В итоге получают разноцветное изображение из эмали, сияющее наподобие драгоценных камней, с четким контурным рисунком из металлических линий. Купить эмаль можно в специализированных магазинах.
Используемые краски представляют собой стекловидные порошки, разводимые водой, которые наносятся на чистую медь или сталь высокого качества. Затем пластины обжигаются в муфельных печах при температуре 850 градусов по Цельсию. После обжига красочный слой приобретает качество стекла. В зависимости от сложности композиции и живописных задач, пластины проходят от 5 до 60 обжигов. После того как нанесён очередной слой, мастер не волен вмешиваться во взаимодействие алюминиевая паста и огонь.  Он может лишь, основываясь на знании материала и интуиции регулировать время и температуру обжига. Из этого сочетания осознанного и точного действия со случайностью рождается уникальность каждого произведения. Повторить его не может даже автор. Горячая эмаль, по самой своей природе, существует лишь в одном экземпляре.
Расплавленную пигментную массу наносили на металлические пластины из золота, серебра и меди. Застывая, эмаль образовывала твёрдую, стекловидную поверхность, завораживая взгляд блеском красок, словно светящихся изнутри.

Русские цветные перегородчатые эмали имеют богатую историю. Первое упоминание о перегородчатых и выемчатых эмалях встречается в Московской Ипатьевской Летописи 1175 года. Правда, в те времена все виды художественных эмалей имели другое название-«финифть». И только в 19 веке на смену термину «финифть» пришел другой термин- «эмаль». С тех пор сами драгоценные предметы роскоши, ювелирные изделия, украшенные художественными эмалями, стали именоваться «Эмалями».
Витражные эмали - являются разновидностью перегородчатой эмали, но без металлической основы. Свое название эта техника получила из-за сходства с витражами из стекла, так как просвечивающая цветная эмаль, находящаяся в гнездах металлических перегородок, напоминает цветное витражное стекло в обрамлении металла. В данной технике эмалью заполняют ажурный орнамент металлической формы (каркаса), полученный или выпиливанием в металле, или путем монтирования и пайки из сканой проволоки. Металлический каркас для витражной эмали делают из золота, серебра или меди. Промежутки между перегородками заполняют цветной прозрачной эмалью.
Для большинства людей, эмаль ассоциируется с произведениями Фаберже или с ростовской финифтью. Однако, произведения, созданные в технике горячей эмали, известны со времён Древнего Египта и дошли до нас такими же яркими, будто сделаны в наши дни. Это доказательство удивительной прочности и долговечности эмали.
В последние десятилетия ХХ века техника горячей эмали вышла за рамки традиционного круга своего применения. Соединяя в себе ювелирную драгоценность материала со свободой станковой живописи, этот вид искусства не имеет широкого распространения и является элитарным. Горячая эмаль сочетает в себе много различных техник и способов обработки, как металла, так и самой эмали, дающих возможность разнообразных решений, как декоративных, так и сложно-живописных.
Совсем недавно появилась новая технология изготовления витража "фьюзинг" (от англ. спекать).
«Фьюзинг» продолжил многовековую технику горячей эмали, позволив отказать от металлической пластины-основы.
Основой витража служит стеклянный лист, он является своеобразным «живописным холстом», на котором художник-витражист «пишет» при помощи высокотемпературной печи и кусочков специального стекла для «фьюзинга» свое произведение. Термическая обработка стекла в печи позволяет создать художественное стекло с оригинальной фактурой и очень широкой цветовой гаммой. Изображение на витраже можно сделать объемным и выпуклым или оставить отдельные участки его плоскими, контуры рисунка воздушны и прозрачны, как у акварели. Имеется возможность создавать желаемую толщину и рельеф витража. Преимущества «фьюзинга особенно проявляются при создании абстрактного или «акварельного» рисунка.
Для того чтобы улучшить четкость проработки контуров различных цветов и элементов в витраже и максимально приблизить их к картинам, написанным на холсте потребовалось дополнить витражную технику «фьюзинг», технологией «перегородчатой эмали», помещая стеклянную эмаль каждого цвета в отдельные ячейки, не позволяя цветному стеклу смешиваться при плавке в печи.
Совмещая технику "фьюзинга" и технологию "перегородчатой эмали", можно воспроизвести произведение или манеру письма известных художников, создавать репродукции понравившихся произведений живописи – картин из стекла.
Стеклянная эмаль, на прозрачной, пропускающей сквозь себя свет основе придает древней технике эмалирования ранее не виданную чистоту, и яркость красок, ажурность графики. Стеклянная основа позволяет получить иллюзию перспективы, объем и глубину, отсутствующий у работ на металлической пластине-основе. Произведение из эмали превращается в настоящую «картину из стекла».
Дополнительного эффекта глубины пространства, иллюзии перспективы и многоплановости композиции картины из стекла получают «дописывая» рельефный рисунок акриловыми красками по стеклу «под обжиг». Особенно эффектно подобная роспись выглядит написанной с двух сторон стеклянной основы витража, например: облака на наружной стороне витража, создают как бы первый план картины, а небо, прописанное на оборотной поверхности стеклянной основы, является вторым планом этой картины из стекла.

Комментариев нет: